Нравится ли мне моя профессия – юрист? Взаимная любовь у нас протекает с переменным успехом. Впрочем, как и любая другая любовь, думаю. То обожание, то отторжение, то равнодушие. Но в общем и целом – любовь. Надо отметить, что юрист я во втором поколении. Мой отец тоже имел эту профессию. Правда он специализировался больше в области уголовного права. И только выйдя на пенсию, стал осваивать стезю корпоративного юриста, которую и передал мне по наследству. Так, учась на четвертом курсе института, я стал практиком и было это в далеком 1998 году. Если честно, было страшновато переходить на новый уровень общения. Помню, как я первый раз шел в суд. Тогда мобильные телефоны только-только появлялись и были очень дорогими, ясно, что у меня его не было. Так вот, идя в суд, я звонил отцу то из телефона – автомата, то заходя в какие -либо конторы, где просил разрешения позвонить. К слову сказать, люди, спасибо им, никогда мне не отказывали, а когда слышали, о чем разговор, то и вовсе смотрели уважительно. Человек идет в суд - уважаемый. Освоившись за мизерную зарплату в должности и поднаторев во взыскании дебиторской задолженности, я стал искать как та рыба, где больше платят.
Привели меня поиски в супермаркет. С новеньким дипломом, в костюме с иголочки, с удавкой на шее – галстуке, как говорила моя бабушка, я пришел работать в торговлю. Тогда супермаркеты еще были в новинку, их можно было посчитать по пальцам. Розничная торговля захватила меня с головой. «Дебиторка» никуда не делась, так как хозяин магазина торговал и оптом и в розницу, а вопросы добавились: трудовое, корпоративное, хозяйственное право, а позже, когда бизнес стал расширяться, - земельное право и градостроительная деятельность. Было весело. Тогда я понял, что розничная торговля – это передовая, где встречаются интересы продавца и покупателя. А на войне как на войне, принимать решения требовалось мгновенно, четко и правильно. Школа была еще та. К слову сказать, если хочешь быть хорошим юристом, то поневоле приходится вникать в тонкости той деятельности, интересы которой обслуживаешь. Работая в торговле, пришлось осваивать бухгалтерию, программу 1 С, участвовать в инвентаризации, вникать в тонкости приемки товаров, составления номенклатуры, работы кассовых аппаратов и т.д. и т.п. В общем проблем выше крыши, скучать некогда.
Оптово – розничная эпопея моей юридической карьеры сменилась недвижимостью. И опять же пришлось учиться на риэлтора, а потом и самому учить риэлторов на курсах повышения квалификации, которые были организованы при агентстве недвижимости. Здесь тоже было много чего - организация отдела коммерческой недвижимости, аренда, продажа, оформление всего, что связано с землей. Параллельно - консультации граждан по различным вопросам. И все время приходится выходить из зоны комфорта и, как говорят сейчас, прокачиваться в той или иной области. Вскоре к проблемам, связанным с продажей недвижимости, добавились вопросы по её строительству. Многоквартирные дома, загородная недвижимость. Все было новым и непонятным. Ну и, конечно, не избежал я вопросов в сфере банкротства, так как никакая предпринимательская деятельность без этого не обходится. Собрания кредиторов, внешнее управление, конкурсное производство, застройщики. Надо сказать, что подать заявление на банкротство – это тьфу и растереть, самая работа как раз и начинается после введения наблюдения. Включение в реестр, анализ сделок должника, оценка активов – все пришлось осваивать, имея всё ту же специальность – юрист. Увидел я, и как формируются законы, однажды став помощником депутата. Тоже много чего познавательного. Коротко скажу, - тем, кто любит колбасу и уважает закон, лучше не видеть, как делается то и другое. Такая вот она «легкая» наше работа.
Меня часто просят поделится какими – то особыми секретами практикующего юриста. Секретов в общем-то никаких нет, ответ на поверхности. Ничего сложного. Все гениальное, как говорится, просто. Юрист исследует ситуацию и сравнивает ее с нормами права, основываясь на своем опыте и знаниях. Образно всю работу можно представить в виде системы фильтров, через которые необходимо пропустить ту или иную проблему, отсекая все лишнее и формируя идеальное, соответствующее закону правоотношение. Весь процесс выглядит примерно так.
Рассматриваем исходное, как оно есть, без прикрас во всех его проявлениях и мелочах. Дабы взять процесс под свой контроль, на пути информационного потока ставим первый фильтр –очистка от эмоций и лишней воды. Важно, очищая, не упустить необходимые подробности. На этой стадии полезно задать себе и источнику главный вопрос: "Кому это выгодно?" Вопрос необходим, чтобы понять, какие силы участвуют в создавшейся заморочке, кто за ней стоит, с чем и с кем придется столкнуться и какую линию защиты или нападения выстраивать. Расставили приоритеты, определили выгодоприобретателя? Идем дальше. Здесь же, кстати, нужно сразу же спросить: "Насколько это выгодно нам?". Согласитесь, труд, не имеющий цели, является неэффективным и малопродуктивным. Думаю, это нужно помнить клиентам, клюющим на так называемые «бесплатные» услуги, - за здорово живешь никто ничего делать не будет, зарубите себе на носу, а если и будут, то не с тем качеством, которое необходимо, а, возможно, действуя только в своих интересах, но не в ваших.
Второй фильтр на пути информации – уточняющие вопросы, на фоне первого – куй продест? На этом этапе идет доработка - проблема, ударяясь о вопросительные знаки, становится более прозрачной и в ней уже можно разглядеть какие-то осознанные проблески. Вот здесь и нужна формальная логика, чтобы правильно делать выводы. Фильтр наводящих и уточняющих вопросов отсекает на более тонком уровне лишнее, формируя получаемые сведения в некую заготовку. На выходе - чистая субстанция, просеянная и очищенная от шламов и бесполезной воды. В итоге, мы получаем смесь фактов, из которых уже возможно что-то сформировать. Переходим к третьему фильтру.
Третий фильтр можно представить в виде некоего лекала, до которого нам необходимо доработать информационный сгусток, который мы получили в результате работы двух первых фильтраций. Третий фильтр – это идеальный образ отношений, какие они должны быть с точки зрения правовых норм, модель поведения, выстроенная на основе существующих правил, которым необходимо следовать. Итак, формируем из полученной информационной заготовки свою модель и пытаемся ее протиснуть через лекало законов и нормативных актов. Если где-то наша субстанция не совпадает с идеальными пропорциями, продиктованными правом, приходится её отшлифовывать, чтобы вписать в действующие нормы или искать более подходящее лекало с другими нормами и правилами.
Обтесали, отфильтровали, сформировали, это и будет результат нашей работы, по сути, он и является теми доводами и позицией, используя которые, мы действуем дальше. Представляем результат клиенту и иным лицам, убеждаем уважаемый суд и собрание в том, что созданная нами фигура вполне соответствует всему, что предписывает Фемида - богиня правосудия. И чем больше приходится отсекать лишнего в поисках идеального, тем больше нужно прикладывать усилий, чтобы максимально приблизиться к нужному решению и пропорциям Фемиды, доказывая свою правду.
Как видим, не так уж и сложно всё в работе юриста. Нужно просто взять и отсечь все лишнее, как сказал непревзойденный мастер Микеланджело Буонарроти, отвечая на вопрос о создании великолепных произведений, выходящих из-под его рук.
#ВашМакаров