Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда наш малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом языке о пока еще не доступных для него предметах и явлениях. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим учеником" (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится "трудным" учеником: грубит, хамит учителю, не выполняет домашних заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.
Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога у ребенка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучения является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего. подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых компаниях, чердачных тусовках, тем самым пополняя ряды "Неблагополучных" детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспеченными "хулиганами", пьяницами, наркоманами.
Именно поэтому очень важно выявлять причины неуспеваемости на ранних этапах и обязательно решать проблему.
П.П. Борисов предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
- Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
- Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальное обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
- Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Интересные факты:
- 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребенка связаны с учителем (несправедливость учителей - 29%, неумение найти подход к ребенку - 48%, низкая квалификация - 23%);
- педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей (пассивность и невнимание к детям - 31%, нежелание или неумение помочь ребенку - 18%)
Все говорит о том, что для того, чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и психологов. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей.
А посему хотелось бы, чтобы при решении проблемы мы хотя бы иногда спрашивали мнение детей