На днях Александре Николаевне Пахмутовой исполнилось 90 лет.
Одна из величайших советских и российских композиторов. Регалий – не счесть. Пожалуй, главнейшее достижение всей жизни и творчества – всенародное признание ее песен в душах людей.
А родилась Аля Пахмутова вот в таком домике в пригороде Сталинграда, поселке Бекетовка:
(Фото 1, музей школы № 25 г. Волгограда. https://amarok-man.livejournal.com/4716384.html)
Для наглядности приведем карту Сталинграда тех лет, на которой хорошо видно местоположение поселка Бекетовка. Здесь понятен масштаб и удаленность поселка от собственно тогдашнего Сталинграда, когда транспортное сообщение было более чем затруднительно. В Бекетовке появилась на свет и прожила свои первые 13 лет Аля Пахмутова:
(http://www.retromap.ru/m/#14194016_48.636311,44.456005)
Отец, Николай Андрианович Пахмутов, работал на лесозаводе (во времена СССР – завод им. Якова Ермана). Именно он, самозабвенно любивший музыку, и привил маленькой дочери свое душевное стремление. Николай Пахмутов не имел музыкального образования. Зато самостоятельно научился играть на балалайке, арфе, скрипке. А особенно замечательно он играл на фортепиано, которое, как ни странно, оказалось в деревенском домике и стало началом инструментального образования маленькой Али. Ведь впервые на фортепиано она стала играть еще в три с половиной года, как вспоминает сама Александра Николаевна.
Здесь А. Пахмутовой 6 лет:
(Фото 3, http://www.retromap.ru/m/#14194016_48.636311,44.456005)
Поскольку мама Али, Мария Амплеевна, работала на СталГРЭС (Сталинградская электростанция), где вовсю развивался музыкальный клуб, Николай Пахмутов с удовольствием выступал на его подмостках:
(Фото 4, https://www.volgograd.kp.ru/daily/27053.7/4119362/)
Как-то родители взяли с собой дочь в кино, на один из так любимых ими музыкальных фильмов. По возвращении домой Аля села за фортепиано и сыграла услышанную в кино мелодию. Так выявился талант девочки к музыке.
В возрасте пяти лет Аля становится ученицей школы искусств № 1. Во время учебы она пишет свою первую фортепианную пьесу «Петухи поют». Музыкальная школа до сих пор находится на своем месте и помнит свою знаменитую ученицу.
«В общеобразовательной школе я начала учиться в 1937 году, первый год училась в маленькой одноэтажной школе, которая называлась «глинолитка». Она была за базаром, сейчас ее, наверное, уже нет», - вспоминает А. Пахмутова.
«Со второго класса я училась в 25-й школе. Мы уже жили в пятиэтажном доме на Сталгрэсе, а школа была через дорогу. Она была каменная, такого розового цвета, кажется трехэтажная. Там я закончила 4 класса», - АП.
Действительно, «на пустыре южной окраины Бекетовки в 20-е годы начали строить электростанцию. Со всей страны по комсомольским путевкам и призывам партии едут на строительство молодежь и семейные люди. Выросли первые бараки. Появилась необходимость в школе, и 13 ноября 1929 года в одном из бараков открылась начальная школа. Но через некоторое время этого стало мало, так как население поселка СталГРЭС росло, и было принято решение построить здание школы на улице Армавирской. И вот 1 сентября 1930 года дети идут в новую школу. В начале ей было присвоено звание ФЗД (фабрично-заводская десятилетка), а когда в городе была введена единая общегородская нумерация школ, она стала именоваться средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской. Директором школы был назначен выдвиженец из числа рабочих завода им. Я. Ермана, старый большевик Филиппов Арсентий Петрович. Уже в 1931 – 1932 уч. годах школа № 25 заняла ведущее место в районе, а в 1933 школе было присвоено звание образцово-показательной. Учителя школы неоднократно направлялись в Москву для обмена опытом работы», - это выписка из истории бывшей школы № 25, в которой училась Аля (Источник - https://oshkole.ru/orgs/78/pages/311.html).
(Фото 5, музей школы № 25 г. Волгограда. https://amarok-man.livejournal.com/4716384.html)
А это уже современный дом, в котором и жили Пахмутовы непосредственно перед войной.
(Фото 6, https://www.volgograd.kp.ru/daily/26304/3183110/)
Позволю себе картографически привести тот «треугольник», по которому и проходила детско-юношеская жизнь сталинградской девчонки Али Пахмутовой: дом-школа-музыкалка.
(Фото 7, http://www.retromap.ru/m/#14194016_z17_48.575059,44.442164)
«Хорошо помню выпускной вечер в 20-х числах июня 1941 года (примерно 8 – 20). Я там, конечно, не была, но моя мама была в родительском комитете. Помню, они хлопотали с угощением. Всю ночь в школе играл духовой оркестр. Нам через дорогу было очень хорошо слышно. Было очень весело и торжественно», - АП.
А 22 июня 1941 года, в воскресный светлый день, у Али и ее друзей по музыкальной школе было выступление в театре. Концерт неожиданно прервался – пришла война.
«Осенью 1941 года начался 5 класс. Мы занимались до поздней осени, а потом уже занимались у кого-нибудь дома. Школа была занята. Не знаю только точно, был ли там госпиталь, или что-то другое», - АП. Осенью 1941 года здание школы действительно было занято под воинские части, и занятия школьников стали проходить на квартирах.
«С 29 июня 1941 г. по март 1942 г. через Сталинградский пункт эвакуирования прошло 441 тысяч человек. Также в Сталинград были переброшены и отдельные боевые подразделения», - Самсонов А. М., «Сталинградская битва».
«Я помню, в 1942-м, летом, мы с ребятами работали на военном складе № 165. Он был в районе Красноармейска. Мы сортировали белье. Работа была нетрудная. Мы работали с удовольствием и наивно этим гордились. Летом уже каждую ночь были налеты, но еще не такие массированные, как осенью», - до сих пор помнит Александра Николаевна свои уже совсем «недетские» детские годы. Склады находились примерно в 10-ти километрах пути от дома, которые подростки ради помощи армии преодолевали дважды в день.
«Летом 1942 года основная масса жителей Сталинграда оставалась в городе и активно помогала своим войскам. В условиях усиливающихся налетов немецкой авиации десятки тысяч сталинградцев продолжали работать и поддерживать армию», - Самсонов А. М., «Сталинградская битва».
«Условия, в которых работал тыл Сталинградского фронта в период оборонительных операций с лета 1942 года, были исключительно сложными. Формирование тыловых частей и учреждений к началу первой оборонительной операции завершено не было. Тыловые части были слабо укомплектованы. Поэтому особенно важную роль в подготовке города к обороне сыграло местное население, самоотверженно трудившееся для помощи РККА», - Ворсин В. Ф., Жуматий В. И., «Из истории тыла вооружённых сил» (http://history.milportal.ru/osnovnye-napravleniya-tylovogo-obespecheniya-krasnoj-armii-v-oboronitelnyx-operaciyax-stalingradskoj-bitvy/).
Вот такой сталинградской труженицей тыла, вместе с другими подростками военного времени помогающей стране воевать, и была тогда 12-летняя Аля:
(Фото 8, https://www.volgograd.kp.ru/daily/27053.7/4119362/)
6 августа 1942 года семья Пахмутовых отправилась в эвакуацию в Караганду…
«Вернулись на Сталгрэс в мае месяце (1943 – Е.Д). Сестра моя Люся и папа вернулись раньше, в марте 1943, и сразу стали работать на Сталгрэсе», - вспоминает Александра Николаевна.
Но в ее мыслях, после тяжелой войны и эвакуации, - мечта об учебе в московской Центральной музыкальной школе. Осенью 1943 года она уезжает от своих нелегких сталинградских переживаний детства и юности.
Впереди – нелегкая учеба и упорный труд, создавшие на сталинградской закваске гениальную Александру Пахмутову.
Автор - Евгений Дудинцев