Найти тему

Почему у римлян такие длинные имена?

Оглавление
"Имя говорит само за себя"
"Имя говорит само за себя"

Римские имена запоминаются, врезаются в память, становятся нарицательными. Какие традиции и правила руководили молодыми родителями, когда они решали назвать своего ребенка?

Рождение ребенка было для римлян событием - они вывешивали венки на своих дверях, оповещая всех соседей о своей радости, устраивали праздник. Существовал интересный ритуал: новорожденного укладывали на землю, а отец должен был поднять его, признавая таким образом, что это его ребенок. Но были случаи, что отец отказывался от своего ребенка и тогда его предписывалось выбросить - это решалось на усмотрение отца.

То самое высказывание «Я тебя поро­дил, я тебя и убью» восходит своей логикой как раз к системе обоснованного права отца воспользоваться своей pat­ria po­tes­tas - отцовской властью.

Нового гражданина следовало не просто наречь именем, но и включить в сложную систему римского общества, для этого существовал особый обряд имянаречения - dies lustricus.

Кадр из сериала "Рим" (2005-2007 гг.). Традиционная римская семья: отец, мать, дети и слуги.
Кадр из сериала "Рим" (2005-2007 гг.). Традиционная римская семья: отец, мать, дети и слуги.

В день очищения dies lustricus, который становился его Днем рождения, ребенку давали имя и приносили жертву в храм Юноны, тем самым римское общество изящно учитывало всех рожденных младенцев через сугубо религиозный ритуал.

Следует помнить, что речь идет о древних временах, когда женщины еще не обладали личной свободой, а потому самыми интересными и сложными являются правила формирования мужских имен - как и многое другое в римском обществе, эти правила тесно связаны с культурой и традициями.

Римляне использовали собственную, отличную от иных культур, систему формирования личных имен. Другие древние цивилизации использовали огромное разнообразие личных имен, что давало возможность для бесконечного комбинирования. Традиционная же система имянаречения римлян tria nomina состояла из трех компонентов: praenomen (личное имя), nomen (фамилия) и сognomen (прозвище).

Мужские имена в Древнем Риме

Praenomen

Римские личные имена или praenomen соответствовали нашему пониманию имени, но с огромным количеством оговорок.

Личное имя патриция могло быть только у первых четырех законнорожденных сыновей. Первый, как главный наследник, обычно носил имя своего отца (в 230 году эта традиция была официально закреплена законодательно Сенатом). Пятый и последующие сыновья и назывались по числительному: Квинт (Quint - от латинского "пятый"), Секст (Sextus - "шестой") и так далее.

Со временем, такие имена, образованные от числительных, стали общеупотребительными и перестали использоваться так, как описано выше. Участник подавления восстания Спартака из римского патрицианского рода Сервилиев - Квинт Сервилий Цепион не был пятым сыном своего отца.

Если патрицианский мальчик рождался от любовницы или уже после смерти своего отца, он получал имя Спурий. Такие дети не считались наследниками своего рода и не могли претендовать на ношение родового имени.

Самыми распространенными мужскими именами были: Aulus в русской традиции Авл; Gaius в русской традиции Гай; Gnaeus - Гней; Lucius - Луций; Marcus - Марк; Publius - Публий; Quintus - Квинт; Servius - Сервий; Sextus - Секст; Tiberius - Тиберий; Titus - Тит.

Некоторые патрицианские семьи ограничивали список личных мужчских имен. Так в роду Корнелиев Сципионов мужчин звали только Гней, Публий и Луций. В случае, если какой-то из представителей патрицианского рода нарушал закон и был осужден, его личное имя исключалось из списка доступных вариантов для наречения новорожденного. Самым заметным подобным случаем можно считать исключение имени Марк у рода Антониев, после того как Марк Антоний поддержал сына Клеопатры от Юлия Цезаря (достоверно неизвестно был ли он действительно сыном Цезаря) в его притязаниях на римскую власть.

"Марк Антоний и Клеопатра", современная художница Кинуко Крафт.
"Марк Антоний и Клеопатра", современная художница Кинуко Крафт.

Nomen

Родовое имя nomen у древних римлян соответствует современному пониманию фамилии, само русское слово "фамилия" произошло от латинского слова familia, что означает "семейство".

Эта часть имени фиксировала принадлежность человека к патрицианскому роду. В классической форме nomen - это прилагательное мужского рода с окончанием -ius: Tullius — Туллий (из рода Туллиев), Iulius — Юлий (из рода Юлиев), а в республиканское время встречаются также окончания -is, -i, легко было опознать мигрантов, у которых были иные окончания родовых имен.

Nomen пишется полностью, за исключением имперского периода, в который сокращались наиболее известные фамилии, такие как: Antonius — Ant. или Anton; Claudius — Cl. или Clavd; Flavius — Fl. или Fla; Julius — I. или Ivl. и так далее.

Благодаря работам римского ученого Марка Теренция Варрона - римского энциклопедиста, жившего в 1 веке до н.э., мы знаем что таких родовых имен было порядка 1000.

Значения большинства родовых имен имеет очень древнее происхождение и не поддаются трактованию. После перехода от республиканской формы правления к империи, среди правителей и аристократии считалось хорошим тоном возводить свой род к древним царям или даже богам.

Еще в молодости Юлий Цезарь, пытаясь оправдать свое честолюбие и создать высокоморальный образ, произнес на похоронах своей тети следующие слова:
"Род моей тети Юлии восходит по матери к царям, по отцу же к бессмертным богам: ибо от Анка Марция происходят Марции Рексы (= цари), имя которых носила ее мать, а от богини Венеры – род Юлиев, к которому принадлежит наша семья (Юпитер – Венера – Эней – Юл – род Юлиев). Вот почему наш род облечен неприкосновенностью, как цари, которые могуществом превыше всех людей, и благоговением, как боги, которым подвластны и самые цари"
Одно из каноничных изображений Гая Юлия Цезаря.
Одно из каноничных изображений Гая Юлия Цезаря.

Сognomen

Сognomen возник позднее, чем личные и родовые имена, и был личным прозвищем, которое даровали за особые заслуги. Так, консул (позднее - бессрочный диктатор) Луций Корнелий Сулла за заслуги Гнея Помпея в Африканской кампании начал называть его «Великим» (на латыни - Magnus).

Иногда происхождение сognomen имело более простые причины:

  • Crassus – толстый
  • Rufus – рыжий
  • Strabo – косоглазый
  • Severus – жестокий
  • Lucro – обжора и др.)

В плебейский родах, как правило, конгомен отсутствовал.

Аgnomen

Принадлежащие к древним знатным родам люди имели еще одну часть имени - второй конгомен (прозвище), тогда второе именовалось agnomen. Можно представить, что в семье, где существовали полные тезки, была необходимость во втором "прозвище", чтобы отличать старшего сына от отца, как в случае с римским оратором Марком Туллием Цицероном. Его отец и его сын тоже были Марки Туллии Цицероны!

А упомянутый выше пожизненный диктатор Сулла нескромно сам присоединил к своему имени agnomen "Felix" (лат - счастливый) и стал Lucius Cornelius Sulla Felix. Позже его agnomen "Felix" из личного стало наследственным.

У других знатных родов фамилия сращивалась с прозвищем и становилась фамилией. Как у рода Корнелиев:

Один из членов этого рода получил прозвище Scipio (жезл, палка), потому что был поводырем своего слепого отца и служил ему вместо посоха. Cognomen Scipio закрепилось за его потомками, со временем Корнелии Сципионы заняли видное место в римском обществе и получили agnomina.

По римским обычаям усыновленный принимал личное имя, фамилию и прозвище усыновителя, а его родовое имя изменялось - добавлялся суффикс -an- и занимало место второго прозвища. Проще разобрать на примере: в 45 году до н.э. император Gaius Octavius (Гай Октавий), будущий Август, по завещанию Гая Юлия Цезаря стал его наследником и получил имя Gaius Iulius Caesar Octavianus.

Женские

Фреска "Сафо" из Помпей.
Фреска "Сафо" из Помпей.

Во времена ранней республики и империи женщины не имели личного имени, а получали только родовое имя. Если в патрицианской семье рождалось несколько дочерей, то они именовались по возрасту.

В роду Юлиев всех дочерей называли Юлиями. В таком случае, по правилам имянаречения, старшая дочь в роду имела praenomen (личное имя) Iulia Maior, вторая дочь звалась Iulia Secunda, третья - Iulia Tertia и так до самой младшей Iulia Minor.

Патрицианские женщины кроме родового имени могли также взять себе cognomen своего отца, как в случае с женой императора Августа. Она была дочерью Марка Ливия Друза Клавдиана и именовалась Ливия Друзилла.

При написании женских имен указывались praenomen (личное имя) и cognomen (прозвище) отца и прибавлялся cognomen мужа в родительном падеже.

Надпись на круглом мавзолее дочери консула Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге недалеко от Рима.69 год до н.э.
Надпись на круглом мавзолее дочери консула Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге недалеко от Рима.69 год до н.э.

Надпись гласит:

Caeciliae, Q(uinti) Cretici f(iliae), Metellae, Crassi (uxori)

Иными словами, Цетилия была дочерью Квинта Цецилия Метелла Кретика и супругой Красса (предположительно триумвира Марка Лициния Красса).

Имена рабов

Архаичные римские имена рабов составлялись из личного имени (praenomen) своего хозяина и латинского слова «puer» (мальчик, сын): Gaipor, Lucipor, Marcipor, Publipor.

Во времена активных завоеваний количество рабов резко стало расти и потребовалось пересмотреть подход. Рабы стали сохранять данное при рождении личное имя. Иногда рабам давали греческие имена или имена, указывающее на его происхождение. Dacus –дакиец, Corinthus – коринфянин, а то и вовсе Peregrinus – иноземец.

Встречаются случаи, когда рабов называли предельно просто «первый», «второй» и так далее. Но никогда имена рабов не были предметом насмешек и издевок со стороны хозяев.

Таким образом, в отношении рабов четких правил имянаречения в Риме не было. При продаже раба в его документах указывалось какое-то имя и оговорка «или каким другим именем он бы на назывался», но раб, который менял хозяина сохранял nomen или cognomen своего бывшего хозяина в измененном виде с суффиксом -an-.

Как в случае с Philargyrus librarius Catullianus.
Филаргир, писец, купленный у Катулла.
Ошейник римского раба. Музей терм Диоклетиана.
Ошейник римского раба. Музей терм Диоклетиана.

Если раба отпускали, он становился вольноотпущенником и получал личное имя и фамилию своего бывшего хозяина.

В период 82—79 годы до н. э. Луций Корнелий Сулла ввел проскрипции - был составлен список лиц вне закона. Имущество таких людей изымалось, в том числе и рабы. Были отпущены на волю десять тысяч рабов, принадлежавшие погибшим во время прокскрипций гражданам Рима и они все до одного стали Луциями Корнелиями (знаменитая "армия" из десяти тысяч Корнелиев).

Неграждане во времена империи, после получения римского гражданства, награждались личным и родовым именем действующего императора, а жители римских провинций (читай - колоний) - носили имя его основателя.

Сокращение традиционных римских имен началось только при Октавиане Августе - в 1 веке до н.э. Вместе с тем, в то же время случился важный переход - прозвища становятся личными именами и это стало толчком для произвольного формирования имени в древнем Риме. Август был первым, кто записал себе слово «император» в официальное имя, но это случилось после того, как получил этот титул 21 раз! Кстати, выражение «августейшие особы» тоже обязано своим возникновением Октавиану Августу.

Ближе к 4-5 веку старые praenomina и nomina почти ушли в прошлое.

Эта система непрерывно развивалась с 7 века до н.э. до 7 века н.э - 14 столетий. Поистине, древние римские имена говорят сами за себя, они рассказывают историю жизни носителя.

А как бы вас звали в Древнем Риме?

Палец вверх, если понравилось!👍

Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, поставьте лайк и наши статьи будут чаще появляться у вас в ленте. А еще ваши лайки очень помогают развитию канала - буду признательна за оценку материала!