В этой статье мы утверждаем, что концепция хронотопа может обогатить (диалогическое) понимание учебной практики. Мы кратко изложили эту концепцию и обсудили, как ее можно использовать для улучшения и расширения результатов исследований, которые косвенно или явно затрагивают пространственно-временные отношения в обучении. Мы определяем хронотоп как возникающую конфигурацию временных и пространственных отношений в образовательной практике.
Чтобы привести несколько примеров того, как хронотопы могут быть плодотворно использованы для анализа практики обучения, мы обсудили связь между дискурсивной, телесной, материальной организацией пространства-времени:
- Процессы обучения, происходящие в разных местах в течение длительного периода времени, как это было теоретически сформулировано Сильзетом и Арнсетом (2011)
- Дискурсивное изложение участниками ситуаций обучения, описанных в работе Engle (2006);
- Использование множественных представлений в ходе учебного мероприятия, рассмотренного Джорнетом и Ротом (2010).
Спектр применения хронотопов
Мы считаем, что спектр применения хронотопов выходит далеко за рамки процессов, о которых мы говорили здесь. Конечно, рассмотрение того, как пространство-время организовано участниками, может быть полезным при разработке учебных задач, особенно когда речь идет о технологиях. Действительно, современная цифровая среда предлагает множество типов ресурсов; (пере)организация их во времени и пространстве во время деятельности не является тривиальной задачей.
Сложная оркестровка необходима для эффективного использования всех ресурсов. То же самое относится и к разработке учебных ситуаций для учителей. Освоение технологии учителями - это не только вопрос понимания технических особенностей. Повышение осведомленности о том, как трансформируется временное пространство с помощью технологий, может помочь учителям в совершенствовании их образовательной практики. Изменения, которые вносит технология, выходят за рамки ситуации в местных классах. Как и в каскадном эффекте, эти изменения в конечном итоге приводят к изменениям в обществе в целом. Реншоу (2014) отметил, что школьные системы могут характеризоваться разными хронотопами в разные исторические периоды.
Операционализация хронотопов.
Мы понимаем, что концепция, представленная в настоящем документе, еще не полностью разработана и имеет некоторые ограничения. Одна из них заключается в том, что современные методологические инструменты еще не являются адекватными для понимания организации пространства-времени во всей ее сложности. Действительно, организация пространства и времени применяется к различным подразделениям анализа. Как микропроцессы, такие как ситуационная координация группы учащихся, так и процессы на макроуровне, такие как историческое развитие школьных систем, предполагают модели организации пространства и времени. Это предполагает, что операционализация хронотопа и используемые методы должны быть адаптированы к подразделению анализа в каждом расследовании. Кроме того, еще одна проблема состоит в том, что переговоры о пространстве и времени зачастую могут быть имплицитными и трудно обнаруживаемыми. В одном из наших исследований (Ritella, Ligorio & Hakkarainen, принято), обсуждая значение задачи, поставленной учителями, студенты широко обсуждали переговоры о времени, но дискуссия о пространстве была маргинальной во время наблюдаемого взаимодействия. Одна из возможных интерпретаций заключалась в том, что пространство воспринималось как должное и не нашло четкого отражения в дискурсе учащихся. Однако это можно объяснить методологическим ограничением. Студенты могли участвовать в дискуссиях о космосе во время перерывов или неформальных встреч, когда исследователь не наблюдал за взаимодействием.
Поэтому следует планировать более комплексный план исследования, позволяющий четко сформулировать концепции пространства и времени, сохраняя при этом конфиденциальность участников.
Основываясь на представленной здесь дискуссии, мы утверждаем, что продолжение реализации этой передовой концепции имеет важное значение для углубления нашего понимания современных методов обучения, поскольку отношения между пространством и временем претерпели глубокие преобразования. Признание происходящих преобразований пространства и времени в образовании связано с теоретическими и методологическими вызовами для научных исследований. Мы считаем, что концепция хронотопа, благодаря ее сосредоточенности на пространстве и времени как взаимосвязанных социальных конструкциях, которые обсуждаются и телесно-материально принимаются участниками, хорошо подходит для решения этих проблем.