В современном мире привыкаешь мерить жизнь математическими категориями. Что лучше миллиона долларов? Два миллиона! Что лучше недели отпуска? Две недели! Что слаще лишнего часа сна? Конечно же два часа! Вот и кажется, что чем больше хорошего – тем выше качество твоей жизни.
Но когда речь заходит о военном искусстве, эта логика уже не подходит. Казалось бы, чего проще: дай бойцу в руки не один, а два меча – и он будет сражаться в два раза эффективнее! Сколько раз мы видели это в культуре масс-медиа: вот благородный темный эльф-одиночка выписывает изящные пируэты в смертоносном танце с двумя саблями, и конечности злобных орков и демонов веером разлетаются в разные стороны; вот во мраке ночи крадется ассасин, сжимая в руках пару отравленных кинжалов, да еще и непременно обратным хватом; а вот варвар крушит врагов парой могучих топоров, о двух лезвиях каждый – что за красота!
Однако тот, кому случалось хоть раз в жизни драться хотя бы палкой, не говоря уже про настоящее оружие, сразу скажет вам – нет, так не пойдет. В тесной давке полевого сражения, когда орда закованных в сталь пехотинцев пытается втоптать в грязь точно такую же орду противника, вы скорее возьмете в свободную руку щит, который не раз и не два спасет вас от случайно стрелы или удара копья. А если вам не занимать отваги и физической силы, то выбор падет на оружие, предполагающее двуручный хват – пику, цвайхандер, алебарду, даже злополучную секиру… Два одинаковых меча или, не приведи Один, два топора не только не позволят эффективно орудовать ими в горячке настоящего боя, но и выведут из равновесия даже опытного бойца. Неудивительно, ведь конструкция любого оружия разрабатывалась и совершенствовалась в первую очередь с акцентом на практичность и удобство в бою. Оно попросту не было создано для подобных экспериментов!
Так что же, бой парным оружием – это лишь красивый вымысел фантастов и режиссеров? Что ж, и это будет неправдой. История в самом деле знала воинов, которые сражались «двойкой» из двух орудий ближнего боя.
Сразу сделаем оговорку: во все времена и века воины часто брали в бой больше одного орудия. Чаще всего они разнились (например, рыцарь мог взять в бой копье, а к седлу приторочить булаву или меч), но обусловлено это было лишь практическим соображением – если в бою вы потеряете оружие, или оно выйдет из строя, то придется остаться с голыми руками против вооруженного неприятеля. Однако это не означало, что воин пускал весь свой арсенал в ход одновременно и орудовал им «по-македонски».
Самый ранний пример эффективного использования парного оружия – это, пожалуй, римские гладиаторы. Боец-димахер (т.е. «двоесабельник») выходил на арену, вооруженный двумя кривыми мечами-махайрами или кинжалами. Поскольку он мог не опасаться стрел, отказ от щита делался в пользу частоты уколов и, конечно, зрелищности. Натасканный на особую технику владения парным оружием боец, против которого выходил почти обнаженный соперник, и в самом деле был весьма эффективен. Но, как вы понимаете, сражения на арене сложно сравнить с реалиями военных баталий тех же времен.
Еще один весьма известный пример – это самураи с дайсё, парой из дайто (длинного клинкового оружия, преимущественно катаны) и сёто (оружия с коротким клинком, например вакидзаси или дзюттэ). Бою с этой парой посвящена, в частности, программа боевой школы нитен-ити-рю. Впрочем, судя по традициями японских школ фехтования, носили их для статуса и самообороны преимущественно в мирное время. Мы уже писали о мифах, которыми овеяна катана, и этот случай не исключение.
Клинки использовались для парного боя крайне редко: чаще всего, самурай просто выбирал оружие, исходя из обстановки. Катана даст больше преимущества в открытом поле, а вот в тесном коридоре орудовать ей несподручно – подойдет куда более короткий, удобный вакидзаси. В пехотном же строю самурай и вовсе предпочитал нагинату или лук, позволявшие держать врага на безопасном расстоянии.
Впрочем, одной Японией дело не ограничилось. Китайские мастера военного ремесла изобрели шуангоу - экзотическое оружие, одна часть которого была заострена, а другая загнута по форме крюка. Все это снабжено плоской гардой в форме остро заточенного полумесяца, обращенного лезвием вовне. Их часто использовали в паре, зацепляя оружие противника и нанося режущие или колющие удары. В настоящее время искусству владения этим необычным стилем обучают монахов шаолиньских монастырей.
Наибольшую же популярность в силу своей практичности сыграла миланская школа парного боя. Когда эпоха тяжелого двуручного оружия ушла вслед за эпохой глухих рыцарских лат, пришла пора изящных и жестоких дуэлей. Роль основного оружия как правило играла рапира или шпага, позволяющая держать противника на расстоянии и наносить быстрые, глубокие уколы в незащищенные части тела противника. Чтобы увеличить мобильность, многие отказывались от громоздких щитов, меняя их на компактные баклеры, пистолеты или дагу – специальный кинжал. Он обладал хорошо развитой гардой, прикрывающей кисть и позволявшей принимать на себя или отводить атаки. Некоторые даги были снабжены устройствами для захвата клинка: пластинки с загнутыми краями, зазубренные выемки на лезвии, дополнительные дужки на гарде – вообщем, все, что позволяет взять лезвие в тиски и оставить врага открытым для контратаки.
Стиль espada y daga (букв. "шпага и дага") быстро завоевал популярность и вошел во многие знаменитые фехтбуки своего времени. Он был вариативен, позволял разыгрывать различные комбинации приемов во время поединка и отлично подходил для реалий своего времени, когда кровопролитные поединки вспыхивали в тесных городских улочках.
Пожалуй, именно он ближе всего подходит к стереотипам о боях с парным оружием, которые нам навязывают масс-медиа – особенно если учесть, что дага, будучи полноценным кинжалом, могла и использовалась как оружие атакующее.
Кстати, мы тут сдались и под напором ваших просьб и завели паблик Вконтакте. Некоторые публикации не подходят для формата Дзэна, так что подписывайтесь – со временем вас ждут уникальные материалы и рубрики, предназначенные только для аудитории соцсетей.