По мере продолжения процесса урбанизации новые и возникающие социально-экономические тенденции будут предопределять как новые вызовы, так и возможности не только для жителей городских районов, но и для тех, кто ими управляет, планирует и исследует их.
В данной публикации мы с Вами рассмотрим некоторые тенденции, которые будут оказывать влияние на городские районы в будущем.
Эксперты в области урбанизации, на чьи выводы мы опираемся, представляют собой вдумчивый и наводящий на размышления взгляд настоящие перед нами проблемы и открывающиеся возможности. Мы живем в "городском веке". В большинстве литературных источников мы находим похвалу за преимущества продолжающейся тенденции урбанизации почти во всех странах мира (Angel, 2012; Capello & Nijkamp, 2004; Glaeser 2011, Kourtit & Nijkamp, 2013). Несомненно, существует множество преимуществ, вытекающих из пространственной кластеризации человеческой деятельности, будь то моноцентричный город или полицентричный агломерат. Поэтому следует отметить, что в опубликованном докладе Всемирного банка/IMF (2013 г.) подчеркивается более мрачная сторона общемировых тенденций урбанизации.
В основу доклада положена посылка о том, что урбанизация - это устойчивая тенденция (когда урбанизация в мире достигает более 50%), которая приведет к дальнейшему росту размеров городов (от средних до мегаполисов). Эта тенденция будет резко контрастировать с социально-экономической и демографической эрозией, которая будет иметь место во многих сельских районах. Эта географическая и демографическая революция является ответом на потенциал благосостояния городских агломераций, который приводит к повышению уровня благосостояния людей в городских районах, а также к относительному обнищанию населения во многих сельских и бедных районах.
Вследствие этого масштабы нищеты во многих сельских районах растут, что приводит к значительным социально-экономическим различиям как на страновом, так и на региональном уровнях. В докладе Всемирного банка/IMF (2013 г.) содержится призыв к улучшению управления городскими районами, в частности, за счет уделения особого внимания благоустройству, контролю за землепользованием, а также антикоррупционной и антикриминальной политике. Очевидно, что характер урбанизации довольно неоднороден во всем мире, причем ускоренный рост городов происходит наиболее быстрыми темпами во многих городах Латинской Америки, Африки и Азии (McGee, 2010). Резко контрастируют так называемые сокращающиеся города (например, Детройт, Лейпциг), в которых наблюдается снижение численности населения (Weichmann & Pallagst, 2012). Однако в последнем случае снижение в некоторых конкретных городах вызвано не миграцией из города в село, а миграцией из города в город. И, следовательно, даже в странах с сокращающимися городами уровень урбанизации может продолжать расти (Chen, 2012; Mulligan, 2006).
Что касается многообразного характера эволюции городов и социально-экономических различий между различными классами населения, то следует отметить, что город не является однородным организмом. Города отражают природу человека и в то же время подвержены ограничениям физической морфологии. И, следовательно, они демонстрируют невероятное разнообразие по внешнему виду, архитектуре, политическим системам, истории, культурному наследию и экономической динамике. Поэтому неудивительно, что города следуют приливным движениям как региональной - национальной, так и глобальной экономики. Очевидно, что города являются не только двигателями экономического благосостояния, но и источниками устойчивого развития и открытых платформ для местного социального капитала. Эта многозадачная задача ложится тяжелым бременем на плечи многих городов. Если мы воспринимаем города как географически сконцентрированные системы людей, то понимаем, что демография городов претерпевает быстрые изменения, в частности, из-за старения и притока мигрантов.
Эта демографическая эволюция будет иметь далеко идущие последствия для жилищных условий, транспортных потребностей, общественных объектов и внутригородских структур. Очевидно, что будущее городов будет отличаться от того, что мы наблюдали в прошлом. Например, трудовые ресурсы во многих городах, скорее всего, будут кардинально изменятся в будущем. Привлекательные города с множеством удобств, образовательных учреждений, развлекательных заведений, культурного наследия и приятной "атмосферой" привлекают больше молодых и творческих людей. Эта тенденция будет иметь огромное значение для благосостояния и уровня доходов городских жителей, а также для размещения жилья в городах и их окрестностях. Это также означает, что "судьба" городов может быть критически зависима от экономических циклов, которые возникают за пределами существующих городских агломераций.
Таким образом, будущие города будут больше, и многие из них могут вырасти в мегаполисы. Даже в стареющем обществе с сокращающимся населением, скорее всего, сохранится тенденция к увеличению позиций крупных городов, по крайней мере в относительном смысле этого слова. Общая структура социально-экономического и демографического развития городов, вероятно, будет сильно различаться, но эти различия не окажут негативного воздействия на (относительный) рост городов.
Основные проблемы для городских агломераций - экономическая жизнеспособность, экологическая устойчивость, пригодность для жизни, транспортная доступность и связанность, а также социальная интеграция - скорее всего, будут и впредь существовать в будущем нашего городского мира и требуют активной и перманентной бдительности на уровне политики.
Одна из основных проблем, с которой городские районы столкнутся в будущем, будет заключаться в обеспечении пригодности для жизни. Рут и Франклин определяют два ключевых компонента, которые взаимодействуют для определения спроса на товары и услуги со стороны граждан в городских районах, а также физической и биологической инфраструктуры (автострады, зеленые насаждения, водные ресурсы и т.д.), играющей ключевую роль в предоставлении товаров и услуг и способствующей повышению качества жизни. Они, а также Малецкий (Connecting the Fragments: Looking to the Connected City in 2050) и Браун (The City in 2050: A Kaleidoscopic Perspective) определяют ряд факторов, которые могут оказать значительное влияние на благоустройство городских районов в будущем. К ним относятся способность физической инфраструктуры удовлетворять потребности растущего городского населения, угроза продолжающегося изменения климата, разнообразие и инерция, присущие как инфраструктуре, так и институтам. Все три автора понимают, что растущие мегаполисы будут предъявлять значительные требования к инфракрасной структуре, в том числе в области транспорта, энергетики, водных ресурсов и цифровых систем.
Как отметили Малецкий и Браун, одной из главных задач будет идти в ногу с потребностями инфраструктуры и поиск новых путей изменения конфигурации существующих (например, общественного транспорта) и использования новых (например, цифровых) технологий. И Малецкий, и Браун также поднимают призрак повышения уровня моря в результате глобального потепления, при этом Браун делится своими мыслями о проблемах городских районов, которые могут быть под угрозой из-за этого явления.
В отношении инерции Браун и Малецкий предполагают, что существующая морфология городов во всех географических масштабах окажет влияние на будущие возможности, модели и тенденции развития. Браун, например, отмечает, что "будущее не будет строиться на чистой основе", и будущие разработки будут "основываться на том, что уже есть". Все эти вызовы возложат огромную ответственность на плечи городских и региональных специалистов по планированию, которые, как ожидается, помогут обществу ориентироваться в будущем. Однако Малецкий предлагает, что городское планирование сегодня сосредоточено на "краткосрочных ответах" и ставит под сомнение способность сегодняшних параграфов планирования эффективно реагировать на эти долгосрочные городские цели. Как так мудро замечает Малецкий, "будущее произойдет не сразу, а в сочетании быстрых и медленных перемен" и "в значительной степени пространственное будущее зависит от перегибающихся ценностей и целей общества".
Одна из ценностей, которую, скорее всего, будут придавать выходцы из будущих городских районов, заключается в том, что они придают большое значение разнообразию. Однако Рут и Франклин полагают, что ди-версия - это меч с двумя концами. С одной стороны, разнообразие обуславливает благоустроенность мест. С другой стороны, определения пригодного для жизни города будут варьироваться в зависимости от различных демографических сегментов общества, что затрудняет для городов предоставление единого набора удобств, удовлетворяющего любой вкус.