Найти в Дзене
Мой разум

Обучение будущих профессионалов

Оглавление

начало

предыдущая статья

Направленность на решение практических задач развития профессиональных компетенций, заставляет пересмотреть, само образование, и изменить основные компоненты в инженерной и производственной практике:

  • ее цели,
  • содержания,
  • критерии эффективности форм,
  • методы обучения,
  • функций студентов в период производственной и экономической подготовки.

Цель стажировки, применительно к проблеме развития профессиональных компетенций означает, что целью практического обучения является не просто усвоение информации для отдельных видов деятельности, а расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов с помощью этой деятельности.

Содержание инженерно-промышленной практики должно быть сформировано таким образом, чтобы студенты могли попробовать все виды деятельности будущего специалиста для формирования определенных компетенций (информационных, коммуникативных, организационных, конструктивных и других), которые являются основой профессиональной компетентности.

Критерии, эффективность и методы обучения.

Все методы и формы организации инженерно-промышленной стажировки, должны соответствовать цели повышения профессиональной компетентности студентов. Критерием оценки эффективности форм и методов обучения при прохождении инженерной, и производственной практики должны быть не только критерии результативности знаний, навыков, но и опыт решения конкретных практических задач в области будущей профессиональной деятельности.

Функции студента во время инженерной и производственной практики.

Эти функции сравниваются с функциями специалиста. Во время стажировки студенты должны уметь реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития для себя как специалистов. Следовательно, на передний план выходят такие формы студенческой деятельности, которые способствуют развитию определенных компетенций, составляющих профессиональную компетенцию.

-2

В ходе исследований, были выявлены следующие условия, способствующие повышению компетентности студентов в период производственной и инженерной стажировки:

  • Приобретение различного опыта, который студенты получают во время стажировки в связи с работой в реальных условиях различных промышленных компаний, при условии, что они анализируют и интегрируют полученный опыт под руководством научного руководителя вуза
  • Решение новых, неизвестных, разнообразных и сложных проблем, непосредственно связанных с деятельностью студентов во время стажировки.
  • Предоставление студентам широких возможностей для участия в новой для них деятельности (лидерство, инновации, исследования и др.) и поддержка во время инженерно-промышленной стажировки при выполнении работ, важных для достижения значимых для них целей.
  • Достижение высоких результатов в самостоятельной работе.
  • Участие в научных и конструкторских исследованиях.
  • Стимулирование проектной деятельности студентов во время инженерной и производственной стажировки.

Поскольку стажировка проходит в реальных условиях, то ее можно представить, как интегрированный педагогический процесс. Интегрированный педагогический процесс инженерно-промышленной стажировки, обусловлен целями стажировки и взаимодействием ее основных компонентов. Этот процесс, направлен на осознанное и твердое усвоение учащимися системы знаний, навыков и способностей, иными словами, на развитие ряда компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности.

Для осуществления педагогического процесса в процессе обучения, необходимо реализовать следующее:

  1. обучение во время лекций, практических занятий и семинаров должно быть основано на конкретных видах деятельности. А именно, необходимо отказаться от практики преподавания, основанной на передаче готовых знаний студентам в процессе обучения. Педагогическая деятельность должна включать планирование, организацию и руководство учебной деятельностью, но не передачу знаний. Таким образом, на передний план выходит студенческая личность, ее способность к самореализации, самостоятельному принятию решений и их реализации, рефлексивному анализу своей деятельности. Этому может способствовать активное применение на уроках технологии "Дебаты", целенаправленного подхода, включающего не только простые воспроизводственные упражнения, но и решение и построение нестандартных творческих задач, связанных с актуальной будущей практической деятельностью студентов.
  2. инженерно-промышленную практику, следует рассматривать как логическое продолжение предыдущей теоретической подготовки. А так же включать, наряду со стандартным отчетом о прохождении практики, выполнение проекта (системы взаимосвязанных мини-проектов), творческих заданий по решению конкретных практических задач, связанных с областью будущей профессиональной деятельности и т.д., ранее поставленных в ходе студенческой работы с руководителем, ответственным за практическую подготовку.
-3