242,1K подписчиков

Коммунистическая звезда западного футбола.

2,5K прочитали

Пауль Брайтнер, уроженец маленького немецкого городка Кольбермоора, с самого начала жизненного пути показывал недюжинные футбольные таланты, из-за чего попал на карандаш к скаутам "Баварии". Даже далёкие от футбола слышали об этой команде, которая является флагманом немецкого футбола. Похожей была ситуация и в 70-е годы. В 1970 году 19-летний Пауль стал игроком клуба из Мюнхена, сходу пробился в основной состав клуба, а затем и в сборную страны. Ему крайне повезло с эпохой - в начале 70-х годов сборная ФРГ была настоящим гегемоном - золотые медали Чемпионата Европы 1972-го года и домашнего Чемпионата Мира 1974-го. Могли брать золото и на Евро-76, но помешала Чехословакия. Имена Герда Мюллера, Франца Беккенбауэра и других игроков "Бундестим" были на слуху по всему миру. В СССР его сравнивали со львом Бонифацием, а в ФРГ выпустили шлягер "Der Afro von Paul Breitner". В клубе тоже было хорошо - Пауль и вышеупомянутые господа стали трехкратными чемпионами ФРГ. А Брайтнер был лучшим левым защитником своей эпохи и до сих пор попадает в разные рейтинги топ-10-11-30 лучших игроков сборной Германии/Баварии. При этом, он был полезен не только в обороне - он имел сильный поставленный удар - на том самом ЧМ он забил три гола, в частности, легендарный гол Югославии, до сих пор признаваемый одним из лучших в истории турнира. Все дело в том, что защитником он стал случайно. В 1971 году в "Баварии" закончились защитники. Брайтнер высказал пожелание заменить травмиронных и встал в оборону. Но нет ничего более постоянного, чем временные трудности. К тому же, он был очень проницательным игроком с уникальным игровым (и не только) интеллектом. В общем, послужной список у него очень богатый, и только благодаря нему он по сей день достоин упоминания.

Пауль и Франц Беккенбауэр в сборной, ЧМ-74
Пауль и Франц Беккенбауэр в сборной, ЧМ-74

Но Пауль Брайтнер не был бы Паулем Брайтнером исключительно благодаря своим спортивным достижениям. С самого начала он заработал славу скандалиста и правдоруба. Он критиковал порядки, существующие в "Баварии", свое руководство и даже власти страны. Но что самое главное - он плотно увлекся марксистскими взглядами и получил прозвище "Красный Пауль".

На своих кумиров он старался быть похожим не только взглядами, но и бородой
На своих кумиров он старался быть похожим не только взглядами, но и бородой

«В возрасте 16 лет смерть Че Гевары оказала на меня большое влияние, – вспоминает Брайтнер. – Это был очень важный этап моего развития». Он не скрывал своих политических взглядах с самого начала, отмечает «Die Zeit»: «В возрасте 20 лет Пауль Брайтнер уже реагировал на глупые вопросы журналистов провокационными ответами. Кем вы восхищаетесь больше всего? Мао. Что вы читаете? Маркса! Какое Ваше самое большое желание? Поражение американцев во Вьетнаме!».

Уютная домашняя обстановка
Уютная домашняя обстановка

Биография борца с системой нередко украшена строкой об откосе от "угнетательской" армии. Пауль данную страницу в своей жизни имеет. Его друг Ули Хенесс (о нем позже), с которым Пауль делил квартиру, ему активно помогал. Когда ночью военные постучали в дверь, Ули пытался заговорить им зубы, а сам Пауль сидел в подвале. Так продолжалось три дня, пока в городе не появились портреты Пауля с надписью "разыскивается". На сим сопротивление системе закончилось - Пауль добровольно пошел в военкомат. Сошлись, правда, на альтернативной службе.

Брайтнер увлекался литературой маоистского толка, его любимым чтивом в молодости была китайская коммунистическая газета 'Пекин-Рундшау' на немецком языке. 'Я восхищаюсь Мао, - говорил он. Когда один человек выдает каждому из миллиарда своих сограждан по горсти риса в день и весь миллиард доволен, это не может не восхищать. После этого он продолжил отжигать высказываниями в прессе. "Бундеслига это большой бизнес. Почти все вращается тут вокруг денег. Здесь нет места для социализма"; "Франц Беккенбауэр или даже я - всего лишь маленькие огоньки в беспросветной темени капиталистического общества" "Футболисты Бундеслиги - гладиаторы нашего времени". Его слава вышла далеко за пределы футбола и Германии в принципе. New York Times назвали его "символом германской альтернативной культуры". А ещё у него было настоящее пролетарское хобби - коллекционирование дорогих автомобилей - всего он экспроприировал у буржуа более 20 спорткаров. А ещё он кутил и снимался нагишом, но это мелочи.

С такой внешностью нужно дворец с джипов обстреливать, а не мяч гонять
С такой внешностью нужно дворец с джипов обстреливать, а не мяч гонять

Но его деятельность не ограничилась одиозными высказываниями. Сразу после победного Чемпионата Мира он занялся типичными марксистскими делишками - попытался отжать побольше денег у жадных капиталюг из Немецкого Футбольного Союза. Камнем преткновения стал вопрос призовых. Стороны долго не могли договориться. Сначала чиновники предложили по 30 тысяч марок на рыло, потом подняли до 50 тысяч. Потом сказали: 'Хорошо, наше последнее слово - 60 тысяч'. Игроки продолжали упорствовать. В один момент к игрокам подошёл тренер Хельмут Шен и явно высказал свое недовольство: "Я разочарован вами! Вы спортсмены или торгаши? Это дурной стиль поведения. И я знаю, кто вас заводит, - Пауль Брайтнер, этот зачинщик, этот маоист!". Стороны только было смогли договориться до 70 тысяч, как тут забежал Герд Мюллер и крикнул: "А вы знаете, что Пауль собирается удрать? Он уже пакует чемоданы". Игроки с тренером поднялись в номер к Брайтнеру, а он им абсолютно спокойно парировал: "Ну вы же высказали свое мнение, вы же не дали мне поработать с человеком еще..." С этими словами он захлопывает крышку чемодана и цедит сквозь зубы: "В гробу я видал этот ваш футбол!". Закончилось это плохо для всех - Пауль действительно закончил со сборной, вместе с ним это сделали ещё ряд известных игроков, а сама сборная ФРГ на Чемпионате Мира-78 проиграла Австрии и Тунису и провалилась.

На очереди были буржуины из "Баварии". Пауль был одной из звёзд мирового футбола, а поэтому хотел получать немного больше. Ну как немного. Раза в три. Началось давление на клуб и его руководство: "Пока я хорош, я могу позволить себе все"; "Бавария" - дрянная командишка. Здесь никто не умеет по-настоящему справлять праздники!". Президент клуба терпел, а потом вызвал Пауля "на ковёр". Игрок отказывался идти на встречу, президент отказывался повышать оклад. Пауль начал произносить волшебные слова "Барселона" и "Реал" (в испанских командах платили гораздо больше, чем в Германии, Италии и Голландии). В ответ он услышал пожелание попутного ветра и чек на 1,5 миллиона марок в адрес "Реала" из Мадрида. На прощанье он показал "дрянной командишке", как нужно гулять, накрыв стол в мюнхенском ресторане "Четыре времени года". Приглашены были все, кроме Нойдеккера. Напоследок Брайтнер назвал "Баварию" "аристократией, которая содержится на деньги нуворишей".

Проповедник марксизма в любимой команде Франсиско Франко - "Реале" из Мадрида
Проповедник марксизма в любимой команде Франсиско Франко - "Реале" из Мадрида

Без участия Брайтнера не обходился ни один конфликт, он охотно шел на обострения и был склонен примерять на себя образ мученика. Он активно поливал грязью бывших работодателей: "В Испании я узнал, что можно, оказывается, к футболистам относиться по-человечески и с вниманием". Соотечественники отвечали ему соответствующе. После того как он стал чемпионом мира, мэр городка хотел было объявить футболиста почетным гражданином и вручить ему памятную медаль, но горожане, зная скандальную репутацию Брайтнера, выступили против. Пауль не растерялся и заявил, что он себя даже немцем не ощущает, не то, что баварцем. При этом он не забывал выбивать деньги из всех, из кого возможно. Так, в 1977 году он согласился участвовать в рекламном ролике голландской табачной компании, а незадолго до чемпионата мира (на который он ехать не собирался) судился с косметической фирмой, заплатившей ему 150000 марок за то, что он сбреет свою бороду. В 1976 году он снялся в фильме «Просчет лейтенанта Слейда / Potato Fritz», спагетти-вестерне о немцах на Диком Западе и о грабителях золота.

Кадр из того фильма
Кадр из того фильма

Часть денег он, правда, отправлял марксистским организациям по всей Европе.

Скандалы крутятся - деньги мутятся
Скандалы крутятся - деньги мутятся

Пауль, было, довольно неплохо обжился в Испании, как его жена захотела домой. Пришлось вернуться. Но не в "Баварию", а в "Айнтрахт" из Брауншвейга. Казалось бы, вот она команда простых работяг - играй и наслаждайся жизнью. Но нет. Он говорил о «любительском отношении» своих товарищей по команде к игре и высказывался о команде как о «сельском магазине, где все разговоры крутятся вокруг конского навоза».

Пауль Брайтнер в составе сельпо из Брауншвейга
Пауль Брайтнер в составе сельпо из Брауншвейга

В этот момент Пауль понял, что наломал дров больше, чем лесоповал. Он начал занимать более компромиссную позицию в своих убеждениях: «Это правда, что учение Мао имеют огромное значение для меня, однако более разностороннее чтение представляет для меня еще больший интерес и является важным для развития образа моего мышления и моей личности». В этот же момент не лучший период своей жизни переживала и "Бавария", где закончили играть Мюллер, Беккенбауэр и вратарь Майер. Смена поколений затягивалась, а сам клуб рухнул в зону вылета. В Мюнхене сменилось руководство. Новый президент "Баварии" Вилли Хоффманн заявил, что бы бы не против возвращения "Красного Пауля" в команду. Обе стороны активно делали друг другу реверансы. Пауль сказал, мол, вообще мы хорошо друг друга понимали, и вообще милые бранятся только тешатся. В итоге, в 1979 году состоялось возвращение Пауля в "Баварию", а через через полтора года он поехал в сборную ФРГ.

Пауль переживал вторую спортивную молодость. Он показывал аномальную результативность для защитника - забивал в каждом втором матче, а помогал ему в этом молодой Карл-Хайнц Руменигге. Их связка получила название "Брайтнигге" и в итоге сделала Баварию снова великой (два титула в 80-м и 81-м году). Сами игроки заняли два первых места в голосовании за лучшего игрока мира - первым стал Карл-Хайнц. По рекомендациями Ули Хенесса Пауль вернулся в сборной ФРГ спустя долгих шесть лет. Там он, правда, успел повздорить с нападающими Берндом Шустером и Феликсом Магатом, из-за чего обоих выгнали из сборной, отчего та ослабла. В итоге ФРГ дошла до финала, где проиграла Италии (1:3), но "Брайтнигге" соорудили гол престижа, а Пауль стал единственным игроком в мире (наравне с бразильцами Пеле и Вава), кто забивал в двух финалах ЧМ.

Брайтнигге в "Баварии"
Брайтнигге в "Баварии"

Отдельной строкой необходимо упомянуть о дружбе Пауля с Ули Хенессом. Они познакомились ещё в юниорской сборной, и в Баварию переходили вместе. Они вместе откашивали Пауля от армии, вместе играли в сборной и клубе, проводили много времени вместе, дружили семьями и не прекращали общение даже после отъезда Пауля в Мадрид. Однажды их дружба могла прекратиться. В 1982-м году перед матчем сборной ФРГ против Португалии рядом с Ганновером разбился четырёхместный самолёт. Три трупа нашли сразу. В полночь обнаружили четвертого пассажира самолёта - он лежал в болоте и повторял фразу "Я замёрз". Им был Ули Хенесс. Пауль моментально приехал в больницу и долгое время караулил рядом с кроватью друга.

Пауль и Ули были вместе и в радость, и в горе
Пауль и Ули были вместе и в радость, и в горе

В 1983 году Брайтнер сказал, что он слишком стар для этого дерьма и неожиданно спокойно завершил карьеру. В 1989 году Пауль помогал агитировать звёзд на приезд в СССР по случаю матча в честь 60-летия Льва Яшина. По окончании карьеры он спокойно живёт у себя в родном городе и периодически работает комментатором/экспертом. Пытался тренировать, но не сложилось, ибо характер.

Пауль официальном мероприятии "Баварии" в честь собственного 65-летия
Пауль официальном мероприятии "Баварии" в честь собственного 65-летия

Пауль Брайтнер был не только одним из выдающихся мастеров своего времени, но одним из самых харизматичных игроков своей эпохи. Он эпатировал публику своими высказываниями и действиями, за что его до сих пор поминают. Однако, поминают без ненависти, поскольку он в итоге помирился и с клубом, и со сборной, и даже с родным городом. Сейчас настолько искренних, откровенных и ничего не стесняющихся игроков почти не осталось, спасибо эпохе Инстаграма и политкорректности.

Автор - Михаил Павлов.