История героического крейсера "Варяг" вызывает гордость за соотечественников, принявших заведомо неравный бой.
Судно спроектировали по заказу Российской империи в Филадельфии. Оснащение корабля включало все технические новинки конца 19 века: радиостанцию, современные паровые котлы, электричество и внутреннюю телефонную связь. Быстроходность, пушки и торпеды сделали крейсер лучшим военным кораблем империи.
В 1901 года судно отправили на Дальний Восток в Тихоокеанский флот. Зимой 1903 года судно вместе с канонеркой "Кореец" дрейфовало в нейтральных водах порта Чемульпо в Корее.
27 января 1904 года российские корабли в районе Порт-Артура были обстреляны японской эскадрой.
Бой стал началом русско-японской войны.
"Варяг" и "Кореец" были блокированы японцами в проливе. Завязался бой, в ходе которого русские корабли подбили три крейсера и миноносец. Пробоины заставили суда вернуться в порт. Японцы предложили морякам сдаться.
Командиры приняли решение «Варяг» затопить, а "Кореец" взорвать. Отважные моряки дали обещание не участвовать в военных действиях и покинули порт на нейтральных кораблях. Впоследствии все члены экипажей были награждены Георгиевским крестом. Матросы продолжили службу на других кораблях, а командир Всеволод Руднев получил повышение по службе и ушел в отставку.
В 1905 году восхищенные подвигом моряков японцы создали в Сеуле музей "Варяга" и вручили капитану Орден Восходящего Солнца. "Варяг" пролежал в бухте больше года. После войны судно подняли, отремонтировали и зачислили в Императорский флот Японии под названием "Соя". Из почтения к героизму крейсера японцы сохранили на корме и надпись "Варяг".
В Первой мировой войне Япония и Россия стали союзниками. В рамках военного сотрудничества "Варяг" был продан на родину и приписан к Северно-Ледовитому флоту флагманом.
Перед Февральской революцией корабль направили в Ливерпуль на капитальный ремонт. Финансы на ремонт из-за переворота выделены не были. Крейсер простоял в доках три года и был продан на металлолом в Ирландию. При буксировке крейсер в шторм сел на камни. Корабль частично разобрали, а корпус взорвали.
К 100-летию битвы в бухте Чемульпо Россия установила мемориал экипажам "Варяга" и "Корейца". На открытии памятника присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер "Варяг", современный преемник легенды русского флота.
Самая длинная война в мировой истории, в которой ни одна из сторон не понесла жертв
Кто и для чего построил крепости-звезды
Одинокий "Всадник" - где все памятники до 19 века?
Понравился материал? Ставьте "палец вверх" и подпишитесь на канал - это очень поможет развитию нашего проекта.
С уважением, автор канала Исторические точности Елена Андреева