Многие из Вас знают, что на советских автомобилях были установлены карбюраторы или ДААЗ, или Озон, а кому повезло - Вебер. Можно говорить о преимуществах и недостатках каждого, но сегодня мы поговорим про конкретный карбюратор - Озон. В начале 1979 года Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) проводил небольшой (13 тыс. км.) автопробег, в ходе которого проходил испытания абсолютно новый карбюратор Озон. Если спросить у людей "Что такое озон?", то многие ответят, что это чистый воздух, насыщенный кислородом.
Немного из истории завода: строительство началось в 1967 году со спецификацией производства для ВАЗа и к началу 1980-го года Димитровградский автоагрегатный завод стал крупнейшим по этому профилю. Продукция завода представлена более чем 500 разными агрегатами, такими как, рулевые колеса, бензонасосы, зеркала, фонари, сайлентблоки, карбюраторы. И осенью 1978 года из ворот завода ДААЗ выехала колонна автомобилей с надписями на багажнике и капоте "Испытания".
Теперь давайте разберемся, чем так выгодно отличался Озон от прочих карбюраторов? В борьбе инженеров за надежность, экономичность и чистоту выброса газов, в карбюраторе установлены несколько новых устройств и пора поговорить про каждый отдельно.
Самое первое - принудительный экономайзер ХХ (холостого хода). Система состоит из электронного блока управления и мембранного механизма с игольчатым клапаном (в корпусе дроссельных заслонок). В момент, когда обороты падают до 1200 в минуту, электронный блок передает команду на электромагнитный клапан, игла клапана втягивается и открывает жиклер ХХ. Система кажется достаточно сложной, но инженеры обещали проработать этот момент.
Второе на очереди - пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры, который заменял привод тяг. Отныне, мембранный механизм открывает ее автоматически, а плавное открытие второй камеры очень положительно сказывается на экономичности на разных скоростных режимах.
И последнее - автономная система ХХ. Дополнительный воздушный канал в дроссельной заслонке исключает повышение токсичности выбрасываемых газов.
О результатах испытаний - можете судить по таблице выше.
Итак, теперь про испытания: в них принимали участие несколько автомобилей - ВАЗ-21011, УАЗ-469, ГАЗ-2402, Москвич-2140. Учет ежедневно вели на расход топлива и за первые 10 дней у "Копейки" расход составил 6,8 л./100 км, а у "Волги" - 10,87 л./100 км. Дорожные условия были практически идеальны - хорошая заасфальтированная дорога и скорость колонны порядка 90 км/ч. Но специалисты обратили внимание на то, что подобный расход обуславливался специально обедненной смесью - например, ВАЗ-21011 при серийном заводском карбюраторе при полной нагрузке разгоняется за 20 сек, а с "Озоном" - лишь за 29 сек.
Подводя итоги, что стоит сказать? Ну, во-первых, новый карбюратор "Озон" успешно прошел проверку и достойно себя показал, а во-вторых пробег показал недочеты и некоторые недостатки, над которыми, по словам главного конструктора ДААЗ Александру Симатову, стоит поработать.
Спасибо за прочтение.
Очень интересно услышать Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Не забываем про наши другие статьи
ЛуАЗ-969 - украинское чудо
Восход-2М - что нового в легендарном мотоцикле
История одного завода: ПАЗ