(1887-1943) Российский и советский ученый-генетик, химик, ботаник, селекционер. Собрал крупнейшую коллекцию семян культурных растений, открыл закон гомологических рядов, создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений.
Николай Вавилов родился в Москве, в семье купца крестьянского происхождения Ивана Вавилова и дочери художника-гравера Александры Постниковой. Примечательно, что трое из четверых детей Вавиловых были учеными. Так, младший брат генетика Сергей Вавилов был ученым-физиком, основателем научной школы физической оптики в СССР. Младшая сестра Лидия была микробиологом — она не успела оставить след в науке, поскольку в 23 года погибла от черной оспы, заразившись во время экспедиции. Вероятно, тягу к науке детям привил отец, располагавший обширной библиотекой редких книг, географических атласов и гербариев. Отец же настоял, чтобы старший сын поступил в Московское коммерческое училище. ВУЗ — Московский сельскохозяйственный институт — Вавилов выбрал сам. В 1911 году Николай окончил обучение, защитив диплом по теме борьбы с голыми слизнями. Работа получила премию Московского политехнического музея.
По окончании института Николай Вавилов стал готовиться к получению профессорского звания на кафедре частного земледелия. Это положило начало его первой фундаментальной работе — исследованию иммунитета растений. В 1913 году он побывал в Германии, Англии и Франции, где изучал селекцию и генетику. К 1918 году по теме была готова магистерская диссертация «Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям». Из-за отмены старой системы ученых степеней после революции защита не состоялась. Зато опыт, полученный при разработке темы, еще в 1916 году помог выяснить, что в эпидемии среди русских солдат в Персии повинен ядовитый грибок-паразит, который попадает в местную муку с сорными семенами. В том же году с разрешения военного руководства Вавилов отправился в экспедицию в глубь Ирана. В 1917 году ученого выбрали помощником заведующего Отделом прикладной ботаники. В том же году Вавилов стал профессором агрономического факультета Саратовского университета, на база которого он начал экспериментально изучать иммунитет сельскохозяйственных растений, в особенности хлебных злаков. В 1919 году создал учение об иммунитете растений.
В 1920 году ученый представил доклад о «Законе гомологических рядов в наследственной изменчивости». В 1921-м Николай Вавилов возглавил отдел прикладной ботаники и селекции Сельскохозяйственного ученого комитета в Петрограде, куда перевез из Саратова всех своих учеников. Тогда же ученый получил приглашение на Международную конференцию по болезням злаков в США. Из-за проблем с въездной визой успеть на мероприятие не удалось, но в целом в Штатах ученый провел три продуктивных месяца: опубликовал закон гомологических рядов в журнале Journal of Genetics, открыл в Нью-Йорке отделение отдела прикладной ботаники, посетил генетические и селекционные лаборатории, закупил новейшую литературу и технику для работы в Петрограде.
С 1924 по 1927 годы Вавилов предпринял несколько научных экспедиций в Узбекистан, Афганистан, Африку и на Средиземноморье. Результатом поездок стала крупнейшая коллекция семян культурных растений, труд «Центры происхождения культурных растений», за который ученый получил Ленинскую премию… и проблемы с коллегами во Всесоюзном институте растениеводства, который возглавлял Вавилов. Серая гниль не взяла памирские образцы пшеницы, зато буйным цветом распустилась в среде институтского руководства: Вавилова обвиняли в академизме и отрыве от практики, отдельные направления исследований открыто критиковали. Здраво рассудив, что противостоять бюрократической машине конца 20-х — стратегия заведомо проигрышная, ученый написал заявление об отставке. Его не приняли, но где-то в этот момент обозначился вектор падения генетической науки в стране. Несмотря на внутренние институтские трения, Вавилов продолжает совершать экспедиции, последовательно становится действительным членом Академии наук СССР, президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, членом коллегии Наркомата земледелия СССР. В 1930 году он возглавляет Генетическую лабораторию Академии наук СССР.
В 1931 году с Николаем Вавиловым случился товарищ Трофим Лысенко. Вавилов считал, что яровизация, предложенная агрономом — это технический прием, эффективность которого требует экспериментальной проверки, тогда как Лысенко заявлял, что это прямая дорога к рекордному повышению урожайности. Так началось их научное противостояние, завершившееся арестом Николая Вавилова. Лысенко укреплял свои позиции самым верным для того времени методом — в 1935 году он заявил, что в ученой среде идет классовая борьба и есть свои вредители. Годом позже стал отрицать законы Менделя о наследовании генетических признаков, а позже и фундаментальную генетику, назвав ее реакционной буржуазной лженаукой. Вавилов открыто выступил против набравшего политический вес Лысенко, и в 1939 году товарищ Молотов получает докладную записку. В ней соратник Лысенко, товарищ Презент называет Вавилова вредителем. В августе 1940 года Вавилова арестовывают с формулировкой: «продвигая заведомо враждебные теории, Вавилов ведёт борьбу против теорий и работ Лысенко, Цицина и Мичурина, имеющих решающее значение для сельского хозяйства СССР».
В июле 1941 года Вавилова приговорили к расстрелу по 58-й статье, поскольку ученого признали виновным в том, что он был одним из руководителей никогда не существовавшей «Трудовой крестьянской партии». В июне 1942 года высшую меру заменили на 20 лет в лагерях, но через полгода ученый скончался от воспаления легких. В 1955 году — через два года после того, как за рубежом открыли и описали двойную спираль ДНК — Вавилов был посмертно реабилитирован.
Автор: Ксения Божинская