Найти тему
Ваш тайный советник

«Выдь на Волгу: чей стон раздается…»

Оглавление

Художник Репин и поэт Некрасов сильно преувеличили страдания бурлаков

Бурлаки в Саратове.
Открытка 1905 года. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва
Бурлаки в Саратове. Открытка 1905 года. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва

Что мы знаем о бурлаках? В основном литературные и живописные штампы. Чего стоит одно только некрасовское «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется. То бурлаки идут бечевой!» Но была ли на самом деле жизнь бурлаков столь беспросветной?

Затянул свою волыну

Для начала определимся в терминологии. Бурлаки — это рабочая каста буксировщиков судов по водоемам при помощи бечевы, протянутой на берег. Бечевой называлась прочная веревка (канат, трос) длиной около 200 мет­ров. На бурлацком жаргоне бечеву именовали «волыной», отсюда пошло расхожее «затянул свою волыну».

Бурлак — не исконная русская профессия, в XVII–XIX веках она была распространена везде, где имелась необходимость перевозить товары вверх по течению рек. Широкое применение профессия получила во Фландрии, Англии, США, Китае, Испании и особенно в Германии. По одной из версий, русское слово «бурлак» происходит от немецкого burlach [бурлах] со значением «крестьянская община». Ведь бурлаки работали артелями и, как правило, были выходцами из крестьян.

К XIX веку мировым центром бурлачества стала река Волга. К тому времени на этой важной водной артерии появился большой флот. Но поскольку Волга судоходна не на всех участках, да и медлительна (средняя скорость течения 4 км/час), бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.

Бурлаки на дореволюционной открытке
Бурлаки на дореволюционной открытке
Эй, ухнем! = Йо-хо-хо!
При многих судовых работах требовалась четко отлаженная синхронность действий. И для этого бурлаками и моряками были придуманы специальные песни, речитативы. У русских это знаменитая «Эй, ухнем!», у англичан — не менее знаменитая «Йо-хо-хо и бутылка рома!», а у немцев — «Юх, юх!»:

Шкипер, пуделя держи,
Юх, юх, юх!
Чтоб не спрыгнул он с баржи,
Юх, юх, юх!

Мушкетерское братство

Русская бурлацкая артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался «водоливом», он отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел «дядя», управлявший артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял «шишка», за которым следовали двое «косных». Все эти уважаемые работники считались «коренными бурлаками» и получали 2/3 всех заработанных артелью денег. Прочие тягловые бурлаки именовались «добавочными» и набирались, в основном, из местного неработающего элемента. К слову, путешествовавший по Волге Александр Дюма был несказанно удивлен, узнав, что девиз у русских бурлаков — «Один за всех и все за одного!».

На Волге бурлаки активно работали на участке протяженностью 2645 километров от Рыбинска (бурлацкая «столица») до Астра­хани. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы (тип плоскодонного парусного речного судна) преодолевали за 2,5–3 месяца, стараясь двигаться под парусом.

Основной «бечевой» ход начинался выше устья Камы, и технология процесса была такой: на корме судна стоял барабан с намотанным канатом, к которому цеп­лялись три якоря. Движение начиналось с того, что матросы с якорями и канатом садились в ялик и плыли вверх по течению, пока хватало каната, после чего бросали якоря. Теперь в дело вступали бурлаки: они подходили к канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, тогда как на корме судна его наматывали на барабан. Получалось, что бурлаки шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Потом они опять бежали на нос судна, и все повторялось снова...

Так и шли вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, а после него — и второй, и третий. То есть якоря по­очередно ставили и поднимали так, что баржа ползла по канату против течения. Разумеется, это был тяжелый физический труд. Но все-таки не такой, чтобы люди от него массово надрывались и умирали. (Извест­ный писатель и журналист Влади­мир Гиляровский вспоминал, что когда он работал бурлаком, сил у него оставалось столько, что на привалах он даже лазал по деревьям.) И только когда капитан сажал судно на мель, бурлакам приходилось всей ватагой лезть в воду и стаскивать расшиву на судоходный фарватер, как на картине Репина. Но за каждый такой форс-мажор артельщикам полагалась премия деньгами и водкой.

Черная икра для общего пользования

Артель не голодала, дневная норма бурлака была обильна и калорийна: кило хлеба, четверть кило мяса, а рыбы — сколько съедят (Волга ведь!). Помимо этого бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для всех ставилась бочка, но не как в «Острове сокровищ», с яблоками, а с черной ик­рой. После обеда — обязательная сиеста.

Сошедшего на берег бурлака можно было узнать по ленте на шляпе, в которую вставляли, как кокарду, ложку, или по повязанному на груди кисету. Кисет служил для бурлаков ординаром: когда вода доходила до него, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилась сакраментальная ныне фраза: «Дело табак»!».

Денег за сезон бурлак зарабатывал столько, что семье хватало не бедствовать до следующей весны. При условии, если деньги не пропивались хозяином. Артели различались по престижности и по скорости работы, поэтому при найме купцы часто особо оговаривали условия получения дополнительной премии, если их судно с товаром будет доставлено в Ниж­ний раньше, чем у конкурентов. И уж тогда ради «голубой ленты» победителя пенилась Волга и раздавалось знаменитое «Эй, ухнем!».

Илья Репин, «Бурлаки на Волге» (1872-1873)
Илья Репин, «Бурлаки на Волге» (1872-1873)
Бурлаки Репина
По воспоминаниям Ильи Репина, замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у него в 1869 году, когда, работая над конкурсной картиной «Иов и его друзья», он поехал на этюды к месту впадения Ижоры в Неву. Здесь Репин впервые увидел бурлаков, и они произвели на художника сильнейшее впечатление.
Желание написать картину о бурлаках усилилось, когда Академия художеств вместо обещанной заграничной стажировки отправила Репина на Волгу. Там, под Самарой, у Шиянова плеса он и сделал первые эскизные наброски. В 1873 году картина «Бурлаки на Волге» была закончена. На Всемирной выставке она завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил ее в бильярдной комнате Владимирского дворца (ныне Дом ученых). Своим гостям великий князь объяснял, что эта картина символизирует для него прошлое России.

Автор текста: Сергей Виватенко

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера исторического журнала «Ваш тайный советник» —https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)