Разбираем экранизацию одного из важнейших морских сражений Второй мировой
Казалось бы, кого в России может заинтересовать кино о противостоянии США и Японии во Второй мировой войне? Однако опус Майкла Бэя под названием «Перл-Харбор» неожиданно стал одним из тех фильмов, которые отечественному зрителю понравились гораздо больше, чем американскому. С тех пор прошло 18 лет, отношения с «западным партнёром» вновь обострились, так что интересно, как наш зритель воспримет «Мидуэй» – новый фильм про бои на Тихом океане. Рассказываем о картине Рональда Эммериха в нашем обзоре.
По версии фильма во времена Второй мировой было лишь три человека, которые на самом деле разбирались в войне. С двумя из них нас знакомят практически сразу. Это японский адмирал Ямамото и лётчик из США Дик Бест. Как водится, они полные противоположности: если Ямамоту – выдержанный и умный офицер, единственный в Японии понимающий, что с Америкой лучше не ссориться, то Бест – настоящий авиаковбой: наглый и дерзкий.
Пилота играет Эд Скрейн, которого зрители могут помнить по роли Аякса в «Дедпуле» и Даарио Нахариса из «Игры престолов». В новом фильме персонаж актёра так же крут: его скулы настолько остры, что их можно сбрасывать на корабли вместо бомб, а боевой оскал настолько страшен, что способен сбивать японские истребители.
Образ воинственного янки показан настолько стереотипно, что на него невозможно смотреть без улыбки: Бест и лихой лётчик, готовый перед посадкой сломать свой самолёт, потому что однажды это может сделать враг, и надо быть готовым; и единственный инженер, способный предсказать поведение ещё не испытанных торпед; и телепат-разведчик, точно знающий, что японцы не там, куда его посылает начальство; словом, незаменимый офицер, которому позволено безнаказанно кошмарить старших по званию за каждую промашку.
Как выяснится, это сознательное гипертрофирование, нужное затем, чтобы контрастней показать эволюцию персонажа. Хотя, признаться, лучше бы он не менялся – в первой половине картины Бест неимоверно развлекает, если, конечно, не относится к нему всерьёз.
Третьим толковым военным поначалу кажется герой Патрика Уилсона по имени Эдвин Лэйтон, которого представляют лучшим американским разведчиком. Однако вскоре выяснится, что он скорее транслирует идеи гениального дешифровщика, чем имеет какое-то самостоятельное значение. Хотя его напряжённое сидение над бумажками покажут не раз.
Познакомив зрителей с главными персонажами, Эммерих наконец предъявляет товар лицом – начинается экшн. Японцы нападают на Перл-Харбр, демонстрируя всю мощь местной компьютерной графики. А с учётом стомиллионного бюджета мощь ожидалась немаленькая. И деньги были вложены с умом – батальные сцены удались. Конечно, не обошлось без огрехов: персонажи часто тормозят с прыжком в укрытие, тупо глядя на атакующий самолёт, да и горят откровенно компьютерным огнём. Но в остальном всё смотрится очень живо, однако без переборов со взрывами в духе «Перл-Харбора» от Бэя. Так что задачу-минимум «Мидуэй» выполняет, на протяжении всего фильма радуя зрителя сценами воздушно-морского боя.
После трагедии командование флотом передают в руки адмирала Нимица, которого играет Вуди Харельсен. Вернее, играет Харельсен как обычно самого себя, но вновь настолько харизматично, что грех жаловаться. Разве только на то, что показывают его нечасто.
В отличие от предшественника Нимиц доверяет Лэйтену и просит его употребить все таланты, чтобы спасти США от поражения в тихоокеанской войне. А ситуация действительно критическая: американцы серьёзно уступают в количестве и качестве техники. Понимающий это Ямамоту запланировал решающую атаку на базу Мидуэй, которая позволила бы японцам получить полный контроль над Тихим океаном.
Лишь американская разведка в лице персонажа Уилсона может спасти положение. Вот только если режиссёр делает одним из главных героев фильма разведчика, он обязан показать его работу. Однако в кадре Лейтэн одержал лишь одну победу – над женой, которая отбирала у него очки, потому что война войной, а обедать муж должен по расписанию. Что сказать – герой.
Потом зрителю внезапно предъявляют дешифровщика в исполнении БреннанаБрауна. С точки зрения актёрской игры его персонаж получился забавным. На экране он, конечно, шифров не разгадывал, зато привёл удачную аналогию, объясняющую его работу. А это ведь почти одно и то же, правда? В итоге все его блестящие догадки, которые позволили США раскрыть планы японцев и устроить им засаду у атолла Мидуэй, остались за кадром.
Фильм является приукрашенной, но все же близкой к истине реконструкцией событий тех времён. Кроме подробно воссозданного заглавного сражения (в котором, впрочем, силы американцев преуменьшены) Эммерих показал ещё несколько исторических эпизодов: полёт бомбардировщиков Дулиттла на Токио и съёмки режиссёра Джона Форда, который запечатлел атаку японской авиации на Мидуэй. Ещё один плюс к историчности – некоторые актёры действительно похожи на тех, чьи роли сыграли: сравнение фотографий покажут перед титрами.
Думаю, Эммериху было лучше сосредоточиться именно на реконструкции – тогда у него мог получиться исторический боевик без особых недостатков. Однако для большей художественности режиссёр вставил несколько ни на что не влияющих семейных сцен. И хотя их не слишком много, без них фильм смотрелся бы динамичней. Ну и характер Беста был прописан столь нелепо, что может помешать получить удовольствие от просмотра. В то же время постановщик из Германии с таким уважением изобразил японских моряков, что им волей-неволей начинаешь сопереживать: их спокойствие и достоинство восхищают.
«Мидуэй» можно смело порекомендовать любителям военного экшна. В картине старательно изображена важная битва Второй мировой, ради которой стоит потерпеть не самые выдающиеся диалоги.
Подписывайся на Geek канал Kinda Media в Telegram, там полно интересного!