Найти тему
ФОМ

Переходящий остров

Маячники, метеорологи и военные на закрытом острове Гогланд

Сегодня на Гогланде живут только маячники, метеорологи и военные, но среди огромных скал и непроходимых лесов там можно найти руины финских деревень и остатки военных укреплений, затонувшие корабли, памятники ЮНЕСКО и многое другое. История переходившего из рук в руки острова на стыке морских границ нескольких стран — в фотографиях Анны Плюсниной.

Гогланд — крупнейший и самый высокий остров Финского залива. Его название так и переводится со шведского — «высокая земля» (швед. Hogland), а с финского и эстонского — «большой остров» (фин. Suursaari, эст. Suursaar).

Расположенный на стыке морских границ России, Эстонии и Финляндии остров несколько раз оказывался в гуще военных событий — после одной из русско-шведских войн он и отошел России в 1743 году.

На Гогланде стояли две финские деревни: одна, на севере острова, называлась Suurkylä, «большая деревня», другая, располагавшаяся южнее — Kiiskinkylä, «ершовая деревня». К 1890 году на острове жили 1154 человека, которые занимались морским извозом, нанимались матросами на парусные суда, ловили рыбу, а зимой промышляли охотой на тюленей.

В 1920 году после первой советско-финляндской войны Гогланд вошел в состав получившей независимость Финляндии — к этому моменту из-за военных конфликтов на нем осталось 896 человек. Но в ходе Второй мировой остров еще несколько раз поменял хозяев: Красная, финская и немецкая армии по очереди штурмовали Гогланд, пока по мирному договору он не достался СССР. Деревни были разрушены бомбардировками, и после завершения боевых действий на острове разместились советские воинские подразделения и смотрители маяков.

Незаметный в тумане остров и его подводные скалы всегда представляли опасность для судоходства. Поэтому в годы правления Петра Первого, когда быстро развивался флот, был построен один из старейших маяков страны — Северный Гогландский. Изначально он представлял собой железный котел на фундаменте — в нем жгли дрова, а специальные зеркала отражали свет пламени. В 1807 году его заменили на маяк с масляными светильниками. Провизию и конопляное масло для освещения маяка привозили два раза в год из Ревеля (Таллинна) на военном транспорте, а почта и мелкие грузы доставлялись из финского порта Котка. Маяк был разрушен вместе с домом смотрителя во время Крымской войны. Сегодняшняя башня — типовой проект 1965 года.

Но даже несмотря на маяк, остров называют кладбищем затонувших кораблей. В августе 1941 года транспортные суда СССР, на борту которых находились беженцы — дети и женщины, — пытались прорваться из осажденного Таллинна в Кронштадт. Во время перехода 62 корабля и судна были уничтожены немецкой авиацией.

На мелководье возле острова стоит в прошлом исследовательское судно «Леонид Демин», входившее в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции. В конце 2003 года судно продали на металлолом латвийской компании, но при буксировке в штормовую погоду оборвался трос — «Леонид Демин» сел на мель, снять с которой его тогда не смогли.

Попасть на судно нетрудно, и в первое время с него растаскивали все, начиная с технического оборудования и заканчивая старой посудой; многие предметы просто прибивало к берегу. С каждым годом «Леонид Демин» все больше оседает на левый борт, и есть угроза, что однажды он упадет окончательно.

В Северной части острова находятся два объекта наследия ЮНЕСКО: части Дуги Струве «Мякипяллюс» и «Точка Z». Дуга — уникальный совместный проект России, Норвегии и Швеции — проходила от Норвегии до побережья Черного моря. Она была заложена в первой половине девятнадцатого века по замыслу Василия Струве для измерения формы и размера Земли. Сегодня из 265 пунктов геодезической линии сохранились только 34, на Гогланде находятся единственные два на территории России.

Через остров проходит граница тайги и смешанных лесов, здесь много редких видов растений, лишайников, мхов, ягод. Подножия скал укутаны черничниками, малинниками, кустами альпийской смородины и можжевельника. Из них местные жители изготавливают чаи и травяные сборы.

Сегодня Гогланд входит в пограничную зону и закрыт для свободного посещения без специального разрешения — рейсовый транспорт на него не заходит. Здесь, в отдалении от цивилизации, проживает всего несколько семей, которые обслуживают маяки и метеорологическую станцию.

Главная задача маяка — давать навигационный сигнал проходящему мимо судну. Смотритель маяка должен поддерживать бесперебойную работу прожектора и обслуживать оптику.

Николай Тихонович Макаренков со своей женой Риммой Павловной живет и служит на маяке уже около 52 лет. До этого Николай работал на других маяках Финского залива, но именно Гогланд стал для этой семьи домом. На острове у них выросли дети и внуки. Природа, чистый воздух и отсутствие городской суеты привлекают в работе на Гогланде. Но тихая и уединенная жизнь на острове имеет свои сложности — чтобы организовать ее, требуется много времени и сил. Семья смотрителей живет в основном натуральным хозяйством: козы, коровы, курицы — за всеми нужно следить. Зимой из-за обилия снега нелегко добираться до военной базы, где выдают еду и питьевую воду. Летом случаются пожары, которые сложно быстро потушить из-за отдаленного расположения острова.

На метеорологической станции Гогланда работает несколько семей, самая молодая — Авдеевы. Михаил, Екатерина и их сын Семен живут на острове уже пять лет и не собираются возвращаться в город.

— В 2014 году мы в составе Русского географического общества приехали на остров с поисковой экспедицией, — рассказывает Екатерина Авдеева. — Миша спросил меня, хочу ли я здесь жить? И я ответила: конечно, хочу. Стали искать место работы. Должности на маяках были заняты, и мы обратились на метеорологическую станцию.

Что привлекло молодых людей в жизни на кусочке земли, отдаленном от цивилизации? Екатерина рассказывает, что здесь не нужно задумываться над многими вещами, которые важны в городе. Во что одеться, где купить продукты — все, что необходимо, регулярно поставляют с материка. Время течет более размеренно, нет спешки. Летом приезжают навестить с материка многочисленные гости.

Семья не сразу привыкла к новому дому — приживались около двух лет: исследовали Гогланд, его природные особенности. Метеорологи снимают показания температуры воздуха, почвы, выпадения осадков, измеряет уровень воды. Работа на станции требует точности: показания следует снимать каждые три часа и отправлять данные в метеорологический центр Петербурга. Кроме того, Михаил занимается научной деятельностью: он историк, географ. Екатерина делает травяные сборы и сувенирную продукцию из дерева. Сын Семен пока не хочет уезжать с острова и ходить в школу — обучаться по программе начальной школы он будет через интернет и с помощью родителей.

Второй маяк был построен на южной оконечности острова в 1861. Изначально здание было деревянным, нынешнюю кирпичную башню высотой 22 метра возвели в 1905 году в царствование Николая II — об этом свидетельствует литая табличка, сохранившаяся над входом. В отличие от Северного маяка, Южный требует ремонта.

В поселении около маяка живет несколько семей, занимающихся гидрографией и обслуживанием маячного хозяйства. Добраться сюда сложнее, чем до северного маяка. Дорога каменная и тяжелая, даже машина с трудом проезжает по ней. С берега дуют ветра, иногда срывая с домов поселка крыши.

На острове есть стоянки людей каменного века, руины финских деревень и военных укреплений, а еще огромные камни и непроходимые леса — существуют легенды, что первые островитяне были пиратами и контрабандистами. На берегу стоит памятник советскому контр-адмиралу Ивану Святову — по его завещанию, урну с прахом опустили на дно моря рядом с островом после его смерти в 1983 году. Гогланд ежегодно посещает множество людей в составе исследовательских экспедиций: историки, экологи, геологи, интересующиеся его уникальным строением из пород разного состава.

Через весь Гогланд проходят «каменные реки» — такое количество округлых камней, лишенных растительности, получилось в результате таяния ледника. Еще более труднодоступным остров делают сохранившиеся окопы, блиндажи и доты, за ноги цепляется раскиданная повсюду колючая проволока — до недавнего времени военная жизнь на Гогланде била ключом. Кроме погранзаставы, тут располагалась военно-морская часть, части ПВО и ВВС, по всему острову можно найти брошенную военную технику.

Старинное кладбище находится около бывшей финской деревни Suurkylä. Вход в него можно угадать по двум большим валунам. Тут похоронены финны, которые проживали на острове в мирное время. Надписи на могилах зачастую уже невозможно прочитать, но многие датированы началом XIX века. Рядом с финнами покоятся члены экипажа русского парусного судна «Америка», потерпевшего крушение у Гогланда в 1856 году, и советские моряки, погибшие при разминировании острова в 1945 году.

Архивные снимки взяты с сайта Финского архива фотографий военного времени

Анна Плюснина