В последние годы произошли значительные изменения в том, как компьютеры используются для создания, обработки и отображения географической информации. Наряду с появлением новых картографических служб появились новые технологии, такие как картографические массивы, виртуальные глобусы, спутниковая навигация и службы определения местоположения, в которых непрофессиональные лица и группы получили новые возможности для разработки картографического программного обеспечения, создания картографических изображений и производства географического контента.
Геопространственная сеть (геовеб) появилась наряду с повсеместной риторикой демократизации, подобно более широкой кибер-утопической идеологии Веб 2.0, в соответствии с которой более активное участие пользователей позволило бы расширить права и возможности граждан. Геовеб обещал, что составление карт теперь доступно всем, а не только обученным географам, использующим дорогостоящее настольное программное обеспечение ГИС, но это обещание не всегда соответствовало реальности.
Рассмотрим более подробно один аспект геовеб, а именно социальная динамика, связанный с краудсорсингом географических данных и представлений в интернете. Для описания этих явлений используются различные термины: повсеместная картография, викификация ГИС, новые пространственные среды и неокартография. Некоторые из этих терминов были предложены академическими исследователями, в то время как другие появились в этих новых картографических сообществах сами.
Более подробно остановимся на трех наиболее часто используемых терминах: геовеб, добровольная географическая информация (ДГИ) и неогеография. Эти термины не имеют стабильного, общепризнанного значения, и, хотя каждый термин пытается описать конкретный аспект этого более широкого явления, каждый из них используется для обозначения всего этого явления в целом.
Геовеб, по определению, представляет собой сочетание геокодированных данных и картографических и аналитических инструментов, доступных через интернет. Однако более поздние стипендии расширили определение геовеб с конкретного акцента на инструменты и данные, включив в него социальные практики и сообщества, связанные с новыми онлайновыми географическими медиа.
Добровольная географическая информация (ДГИ) первоначально определялась как географические данные, созданные в основном бесплатно лицами, которые, как правило, являются любителями (т.е. без формальной подготовки по географии), в отличие от существующих наборов данных, созданных специалистами, работающими в установленных рамках. ДГИ как явление обеспечивается, в первую очередь, геотехнологиями, которые позволяют легко собирать и распространять данные; таким образом, ДГИ можно рассматривать как подмножество более широкой концепции геотехнологии.
Однако, как и термин геовеб, термин ДГИ был распространен на программное обеспечение, картографические представления и связанные с ними практики.
Третий термин, обычно используемый для описания появления новых технологий и методов картирования в режиме онлайн, неогеографии, появился за пределами географии. Неогеографию определяют как набор инструментов и методов вне области ГИС и профессиональной географии.
Несмотря на то, что основное внимание в этом определении уделяется технологическим различиям, большинство работ по неогеографии также было посвящено появлению неэкспертных картографов или неогеографов, которые часто воспринимаются как противоположности профессиональным географам, которые косвенно связаны с устаревшими инструментами и методами палеогеографии. Неогеография также иногда используется для описания новых инструментов и методов картографирования в геовеб, даже если ими пользуются профессиональные географы.
В этом смысле неогеографию можно рассматривать как специфический случай размножения геопространственных данных, стирание традиционного разделения между производителем геопространственных данных и пользователем или потребителем данных.
Такие термины, как неогеография, также достаточно широки и относятся к относительно неквалифицированным участникам ДГИ, но также и к высокому уровню навыков, необходимых для разработки нового географического программного обеспечения. Сначала для практики неогеографии требовались достаточные технические (если не географические) знания; ранние неогеографы часто были экспертами в своей области, обычно в индустрии программного обеспечения.
С появлением все более удобных для пользователя геоинструментов геовеб становятся все более доступными: геотеги фотографий, создание и совместное использование карт, а также производство широкого спектра ДГИ, доступных для все большего числа пользователей.
Неогеография также включает в себя ряд профессиональных ролей: одни неогеографы осуществляют свою деятельность на полностью добровольной основе, другие могут создавать программное обеспечение или данные для юридических лиц, таких как Geoweb Startups. Сталкиваясь с этими различиями, ученые расходятся во мнениях о том, что отличительной чертой неогеографии является ее любительский характер (то есть люди, создающие ДГИ в качестве неоплачиваемых добровольцев) или, скорее, ее положение вне профессиональной дисциплины географии (институционализация в научных кругах, государственных и корпоративных пользователях ГИС).
Неогеография контрастирует с академической географией, подразумевая, что помимо картографов-любителей, неогеография может также включать новых корпоративных субъектов, таких как Google, которые предоставляют картографические инструменты, избегающие или просто игнорирующие многие традиционные конвенции ГИС; например, что неправильно зарегистрированные спутниковые изображения в Google Earth служат основой для множества добровольных данных.
Помимо простого описательного использования этих различных терминов, политические вопросы демократизации и расширения прав и возможностей также переплетаются с терминами, используемыми для описания этих новых явлений. Номинальные характеристики неогеографии - вовлечение большего числа граждан в картографию с использованием более гибких и удобных для пользователя инструментов - как представляется, отвечают многим целям критических ГИС.
Другой термин, который также наполнен политическим багажом и меняющимися интерпретациями - "хакер". Термины "хакер" и "хакерство" часто использовались в СМИ, в заголовках популярных технических книг, а также в научных статьях.
Как только в 2005 году была запущена Google Maps, хакеры начали реинжиниринг JavaScript кода Google, чтобы добавить свой собственный контент на карту. Таким образом, существовали элементы этих "карт-хакеров", которые отражали основную трактовку понятия "хакер" как лица, незаконно проникающего в компьютерные сети с целью причинения вреда.
В частности, первые созданные пользователем веб-карты (такие как карты Чикаго по преступности и жилищному строительству, которые в настоящее время уже не существуют) требовали реинжиниринга существующего кода. Эти ранние попытки взлома карт также содержали трансгрессивный акт ремикширования существующих источников данных и сервисов новыми способами, иногда в нарушение соглашений об условиях предоставления услуг.
Однако в течение первых нескольких лет этот процесс стал более распространенным, все чаще санкционируется поставщиками данных и требует меньше технических знаний и опыта. Уже в июне 2005 года, с запуском Google Maps API (Application Programing Interface - интерфейс программирования приложений), процесс создания карт начал интегрироваться в Google Maps.
Другие картографические провайдеры вскоре последовали примеру Google, и все больше и больше функций теперь поддерживаются через API. Постепенно использование термина "взлом карты" выпало из общего употребления, возможно, из-за негативной коннотации термина, или, возможно, потому, что больше нет необходимости взламывать код Google Maps.
Продолжение во второй части