Из воспоминаний фронтовика Варкки Б.В.
Освобождая Эстонию от немцев, редко встречал их пленными. И очень часто против нас воевали эстонцы, которые добровольно служили в Вермахте. Из-за этого случалось много разных эпизодов. Мы переправлялись через реку Эмайыги, на том берегу сидели в обороне эстонцы в гитлеровской форме. На их позиции наступали мы эстонцы, но на стороне Красной Армии. Один из эстонцев ранил нашего товарища. Хотели его уничтожить, неожиданно он стал просить: "Не стреляйте! У меня жена, дети". Мы тогда ему ответили: "У того, в которого ты стрелял, тоже жена, дети". Расстреливать не стали, взяли в плен. Наш раненый тоже выжил. В тот период по сути сражались эстонцы с эстонцами.
Не помню эпизодов, чтобы из наших добровольно кто-то сдался в плен. В период боев под Великими Луками наоборот много эстонцев перебежало к немцам. Особенно отличился 921 стрелковый полк. Мои товарищи там служили и об этом много рассказали. Тогда среди эстонцев велись такие разговоры: "Русские эту войну проиграют!".
Другой фронтовик Ваганов Н.Г. вспоминал.
В марте 40-го его по возрасту взяли в эстонскую армию, а через несколько месяцев пришла Советская власть. Сейчас все в Эстонии кричат, что это была оккупация, но все не так. Сопротивления Красной Армии никто не оказывал, встречали с букетами цветов. Нам не выдали боеприпасов и не отправили в окопы. Никакой оккупации не было. Все было решено на политическом уровне. Никто сопротивления не оказал! И какая после этого оккупация? Эстония не была свободной никогда.
Сейчас вспоминаю о демократии 1940 г. Вспоминаю эту республику как житель. Больше было фашизма, чем демократии. Все законы президент подписал и он разрешил войти Красной Армии. В сентябре 40-го эстонские войска влили в Красную Армию, создали 22-й Эстонский корпус из 2-х дивизий. Попал в 182-й дивизию. Далее отправили в училище.
После начала войны училище эвакуировали и только после рапорта удалось попасть в 7-ю Эстонскую дивизию. Формировали в Свердловской обл. корпус из 2-х дивизий. Далее начались первые бои под Великими Луками. Гитлеровцы деревни превращали в опорные пункты. Основательно укрепились. После тех боев нас практически никого не выжило.
В нашем полку за No300 командиром одного из батальонов был эстонец и комиссаром тоже эстонец. Великие Луки на тот период были окружены, вырваться практически не возможно. Комбат и комиссар нарушили присягу и отвели своих солдат к гитлеровцам. Весь батальон перешел к противнику. Пулеметная и минометная роты за ними не пошли. Глупость-по иному не могу сказать. Оставшиеся по ним открыли огонь, не много их после этого уцелело. Далее Великие Луки взяли, мы их пленили. После пополнения перебросили под Псков, далее под Нарву. Таллин брали фактически без потерь, немцы бежали из города. Наступали с реки Эмайыги, когда у противника путь отрезан, то он отходит.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
КАЛМЫКИ И СВАСТИКА
НАДО БЫЛО БЫСТРЕЕ ИХ УНИЧТОЖИТЬ
ОСОБЫЙ ОТДЕЛ