Найти тему

Эскиз концепции хронотопа для обучения в 21 веке

Оглавление

Как отмечалось выше, хронотоп - это концепция, специально предназначенная для анализа пространственно-временных соотношений. Учитывая особенности хронотопа, которые мы представили выше, мы поставили перед собой цель хронотопного анализа:

  • как модели организации пространства-времени вовлечены в различные учебные мероприятия, разные системы школ, разные педагогические подходы;
  • как участники понимают модели пространства-времени в диалоге;
  • как дискурсивные переговоры участников о пространстве-времени связаны с их телесно-материальной организацией пространства и времени.

Эта тема не нова для образования. Пространство и время являются вездесущими категориями человеческого опыта, и это отражено в научной литературе. Действительно, большинство исследований в обучающихся науках включают ссылки на пространство и/или координаты времени, хотя редко можно найти исследования, которые конкретно касаются пространства и времени или, лучше сказать, пространства и времени, в качестве основного предмета исследования. Ниже мы обсудим, как особое внимание к пространственно-временным параметрам, достигаемое благодаря концепции хронотопа, может обогатить и расширить знания, полученные в результате трех исследований, в которых категории пространства и времени были актуальны.

Обучение на местах с диалогической точки зрения.

-2

Во-первых, Silseth and Arnseth (2011; 2015) представляют собой интересный пример, рассматривая обучение на местах с диалогической точки зрения. Авторы анализируют, каким образом идеи и перспективы, возникающие во внешкольных ситуациях, и внешние представления, созданные в прошлом, мобилизуются в рамках локального взаимодействия. Эти ресурсы способствуют установлению связей между различными ситуациями обучения. Пространство и время имеют большое значение для этой темы исследования, которая касается процессов обучения, происходящих в различных местах в течение длительного периода времени. Однако Сильсет и Арншет, похоже, рассматривают пространство и время как фон, на котором происходит обучение, не рассматривая их как аналитические центры. Мы утверждаем, что роль, которую играет организация пространства-времени в этом процессе, может быть рассмотрена с использованием концепции хронотопа. Например, в предыдущем примере (Ritella & Ligorio, 2016) мы изучали совместное производство сенсоров группой профессионалов, работающих над дизайном веб-платформы. Мы обсудили связь пространственно-временной организации деятельности перед очными заседаниями группы с появлением идей и точек зрения в ходе последующих встреч. Мы пришли к выводу, что предоставление онлайнового пространства для написания индивидуальных записок выдвинуло на первый план появление личных взглядов участников в ходе предстоящей встречи. В отличие от этого, организация очной встречи привела к появлению коллективной перспективы у подгруппы участников. Таким образом, мы утверждали, что хронотоп помогает выяснить, как пространственно-временная организация деятельности влияет на формирование сенсоров в различных местах и в течение продолжительных периодов времени.

Влияние учителя на контекст обучения

-3

Во-вторых, Engle (2006) показывает, что то, как учителя дискурсивно формулируют контекст обучения, включая определение временных границ, влияет на передачу знаний учащимися в различных контекстах. В частности, автор анализирует, как учитель формулировал эпизоды обучения, основываясь на предыдущих или актуальных для будущего. Постоянные ссылки на прошлое и будущее помогли учащимся рассматривать эти эпизоды как взаимосвязанные, способствуя тем самым передаче знаний в различных контекстах. Автор утверждает, что космос также важен для анализа структуры контекста, и для понимания его роли необходимы дальнейшие исследования. Концепция хронотопа, по нашему мнению, может быть использована для привлечения аналитического внимания как к пространственным, так и временным отношениям, а также для скоординированного их анализа, что позволит получить дополнительную информацию. Райан (2011), например, использовал концепцию хронотопа для изучения дискурсивного восприятия пространства-времени в университете студентами. Это исследование показывает, что пространство и время совместно способствуют определению ориентации учащихся на академическую жизнь. В частности, некоторые студенты охарактеризовали университет как место массового обучения с большими лекционными залами, отсутствием постоянного пространства для студенческих групп и ограниченным временем для индивидуальных встреч с преподавателями из-за напряженной жизни преподавательского состава. Вместе взятые, временные рамки и пространственное расположение университетских зданий сформировали концепцию университета как потенциально удаленного провайдера услуг, что побуждало студентов проводить большую часть своего времени за пределами университетского городка. Таким образом, использование концепции хронотопа позволило выявить, каким образом дискурсивное построение пространства-времени может влиять на академическую практику студентов.