Найти тему
Записки буровика

Тесный мир бурения.

В начале 2000-х работал я помощником бурового мастера. Это были времена, когда нефтяные компании выводили свои подразделения, в отдельные сервисы. Многие УБР и геологоразведочные предприятия не оправились от 90-х(когда цена на нефть упала до 10 долларов), прекратили своё существование, другие же пустились в свободное плавание, сами искали заказчиков и заключали договора(слово тендер тогда ещё не знали). И вот, наша молодая буровая компания, редко покидавшая свой родной Волго-Уральский регион, вышла на российский рынок услуг бурения. Кстати, тогда ещё на нашем предприятии была своя служба буровых растворов, свой СГБ(служба горизонтального бурения), трубная база, турбинный цех, БПО и кузница, свои ПНБ и ВМЦ, столярный цех, АТЦ и отдельно - тампонажный цех, несколько бригад освоения, КРС и внимание!!! 32 бригады бурения.

Но это небольшое отступление, дабы было представление, что это были за времена, когда наше предприятие только начинало работать в разных регионах страны, с разными заказчиками. К тому моменту мне уже довелось поработать в качестве помощника бурильщика, на Самотлоре и в республике Татарстан. И вот, нашу бригаду перебросили в г.Ноябрьск, на Спорышевское месторождение, что недалеко от города. Заказчиком тогда ещё там была"Сибнефть" Абрамовича. Не буду рассказывать, как через пол страны железной дорогой перебрасывали буровое оборудование, станок, насосы, емкостную группу и т.п. Остановлюсь лишь на конечном этапе монтажа и запуска БУ в работу.

Станок у нас был мобильный, сейчас я не вспомню как он назывался, помню только, что-то совместное российско-немецкое, вроде с "Bentec". Грузоподъёмность небольшая 120т, так как ходили мы там по старому фонду и бурили БГС(боковой горизонтальный ствол). Для тех, кто не в курсе, боковой ствол - это новый ствол в старой, выведенной из эксплуатации скважины. В старой скважине устанавливался клин, вырезалось "окно" в обсадной колонне и бурился новый ствол уже по новым координатам в места, по мнению геологов, незатронутые разработкой и старыми скважинами.

Надо сказать, что первый монтаж(да и бурение первой скважины) всегда очень трудный, а первый монтаж на новом месторождении, в новом для нас регионе, сложный втройне. Поэтому мы столкнулись с рядом трудностей в части оформления бумаг, пропусков, разрешений. Даже ГАИшники не стесняясь, доили наших водил по полной.

Начальство каждый день давило, пугало сроками, штрафами и т.п. Начальником экспедиции у нас был дикий башкир, ежедневно перед утренним селектором брызгал слюной, грозился всех уволить, поменять буровую бригаду в полном составе, приехать и лично набить каждому морду. И вот, когда монтаж подходил к концу, звонит мне и говорит:

-Я к тебе сегодня инспектора привезу.

-Какого инспектора?

-РГТИ.

Честно говоря, сейчас все поставлено совершенно иначе. Сейчас, сначала проводятся все местные комиссии ПДК, ЦПДК, бурится кондуктор, устанавливается превентор, и только тогда вызывается районный инженер, сначала военизированной части, потом РГТИ(или как там сейчас этот надзор называется). Т.е. к тому моменту все оборудование не только смонтировано, но и прошло предварительную обкатку при бурении направления и кондуктора. Не знаю, может это было особенностью приёма в эксплуатацию БУ для бурения БГС, но тогда мой начальник ЭГБ всё сделал иначе. Сколько бы я его не просил дать ещё пару дней, для подтирания всех хвостов, он остался глух. Ведь каждый буровик и монтажник знает, что самое простое, это установить крупные блоки, это 99% всей видимой работы, кажется, что осталась ерунда. Но по факту, начинается невидимый монтаж и обвязка электрооборудования, обвязка насосно-емкостного блока, монтаж манифольда высокого давления, сварочные работы и т.п. "Стрижка только началась", как говорят.

-2

Так вот, не успели мы поговорить, как на кустовую площадку въезжает наша НИВА, везёт этого самого инспектора. Я в уме уже прокручиваю все возможные варианты, отмазки, предложения по устранению всех недоработок и прочее. Из машины выходит мужик в возрасте под полтинник, и хмурым взглядом уставился на работу моих помбуров, которые в этот момент натягивали брезент на каркас укрытия насосного блока.

-Это что? - показывает пальцем на насосную, а взглядом, по-моему, пытается меня расплавить.

-Насосный блок укрываем. -говорю я.

-Вы что, б...ь не готовы? Какого х... меня вызвали?

-?!?!?!?

-Вашему руководителю я выпишу штраф. Вызовите, когда будете готовы.

Садится обратно в НИВУ и уезжает. Я немного в ауе. Через некоторое время звонит мой дикий начальник, и на удивление спокойным голосом спрашивает, сколько мне времени ещё нужно. Говорю, хотя бы до послезавтра, на том и порешили. Через день, приезжает инспектор, на буровую даже не ходит, там относительно все готово, а садится за стол в офисе, и начинает шерстить документ за документом, паспорт за паспортом, акт за актом, сертификат за сертификатом, удостоверения. И чувствую я, что опа у меня липнет к стулу. Этого у вас нет, сертификат соответствия на импортное оборудование у вас просрочен, акт дефектоскопии не правильный, номер удостоверения не верный, дата просрочена, и все в таком духе. Пипец. Мы привыкли работать в своем регионе, где на многое закрывали глаза, инспекторы там были знакомые, некоторые даже сами работали буровыми мастерами в нашей конторе, короче на расслабоне. И тут такая засада. Вроде и документы все подготовили, а этот докопался, чуть ли не к каждому листочку. Чувствуется, что мужик просто играет на повышение, своего гонорара, ведь без его подписи, мы не имеем права начинать работать. Приуныли мы с железным механиком, электрический вообще чуть не плачет. Тут я замечаю, что у инспектора взгляд задержался на каком-то документе, и он вчитывается в чью-то подпись под ним, потом задумчиво так у меня спрашивает:

-Бабаян. А не Роман ли Андреевич его зовут?

-Да. Он и есть. Старый буровик, работал у нас начальником УБР в 80-х, потом его за что то разжаловали в мастера, сейчас у нас начальником ЭГБ, на отдыхающей вахте. Скоро, кстати должен приехать.

Смотрю, у инспектора взгляд помутнел, я даже был уверен, слеза по щеке чирканула.

-А вы знаете, ребята, ведь это мой первый буровой мастер в Бугурусланском УБР. Он меня в 70-х после армии к себе взял помбуром. Потом, когда он стал начальником УБР, он мне квартиру выбил...

Я вдруг почувствовал, что попал на передачу "Жди меня". Вижу, как инспектор жёстко ностальгирует. С минуту он помолчал, достаёт из своего портфеля бланк разрешения и сходу подписывает. Резко встаёт и идёт к выходу, потом оборачивается на нас, обалдевших, и говорит:

-Как приедет, обязательно мне позвоните.

И такое бывает в бурении.

-3

Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно. Наверное.