Первый альпийский парк Европы плюс бельведеризация всей страны. Если бы не сложные закономерности экономического и политического развития, именно так можно было бы преподнести секрет процветания современной Австрии. И дело не в том, что искусно высаженные растения и старинный дворец, якобы придали не слыханный импульс развитию небольшого даже по меркам Европы государства. Скорее, и то и другое - вдохновляющие символы.
Альпийский парк символизирует постоянство в зыбком растительном царстве. Попробуйте поищите где-то созданный триста лет назад искусственный ландшафт! А здесь в Вене он не только цветёт и пахнет, но и доступен для посещения.
А сам Бельведер, где расположен этот парк! Для кого-то он может и олицетворяет роскошь австрийской короны, но лично для меня является чем-то вроде образцово-показательного домовладения, на которое принято равняться другим. Австрийцы похоже так и делали. С момента постройки в предместьях столицы дивного барочного ансамбля в самом городе появилось немало достойных особняков, а те, что со временем старели и ветшали, сегодня с заботой и почтением приводятся в порядок и держат высокую марку ВЕНЫ не хуже.
Что же такое этот Бельведер, помимо расхожего туристического объекта, куда обязательно хочет попасть и китаец и турист из России.
Деление комплекса на Верхний и Южный полностью соответствует визуальным ощущениям. А вот направленность ознакомительного маршрута дело индивидуальное. Кто забредает в эти места с улицы Реннвег, тот попадает сначала в Нижний Бельведер. Главный заказчик планировал использовать его под жилые покои - спальня, ванные, зал... Правда, к банальным, зачастую даже по современным коммунальным меркам понятиям, всякий раз что-то да прибавляется в загадочном вельможном стиле: зал - гротескный, спальня - парадная, галерея - мраморная. Ну еще конечно конюшня с оранжерей и альпийский парк.
Надо сказать, что движение от Малого к Большому во многом оправдано исторически. Ведь начиналось строительства именно отсюда. Здесь же высаживались первые альпийский растения и кустарники или просто сад. Но традиция подступаться к Бельведеру именно сверху сложилась достаточно давно. Всё-таки Большой дворец нёс на себе представительские функции. А потому даже сегодня здесь и парадные, богато отделанные ворота, и туристическая инфраструктура в виде магазинчиков и билетных касс музеев.
Если Нижний был завершен в 1716 году, то Верхний открылся лишь в 1722-м. В нём приписываемые хозяину принцу Евгению Савойскому воинская слава и духовное величие воплотились с особым блеском. Скульптуры, огромные входные двери, купола и даже окна и мелкие лепнина словно твердят в унисон: да, это Евгений, да, Савойский, тот, который громил турков и так щедро покровительствовал искусству. Кстати, архитектор Бельведера Иоганн Лукас фон Хильдебрандт был с принцем Савойским давним знакомым, с ним прошел через многие сражения в качестве военного инженера. Это потом, после первого громкого заказа пошла череда дворцов в Венгрии, Вене, Зальцбурге и, как венец карьеры, звание придворного архитектора.
Вообще, говорят, здесь в Вене он строил маленький Версаль. Вот только после смерти принца Евгения парк и дворец по достоинству не был оценен. Мария Терезия, хоть и купила владения, но делать их своей резиденцией не торопилась. Только в 70-е годы 18 века стараниями её сына Иосифа II жизнь в Бельведере снова стала оживать. Наследник австро-венгерского престола перевёз сюда большую часть императорской коллекции из Хофбурга, настоял на создании каталога художественных произведений и наконец сделал Бельведер общедоступным музеем. Спустя два года та же участь постигла и парк. Неслыханная по тем временам демократичность!
Сегодня в Верхнем Бельведере тоже картины. Сюда идут смотреть на Климта. Другие громкие имена, Шиле, Кокошка, тоже привлекают внимание. Но главное место паломничества всё же картина "Поцелуй" и климтовские дамы в золотом. Туристам, как говорится, много не надо - селфи для Инстаграма на фоне узнаваемого сюжета полотен и уже счастлив человек. О том, что еще недавно здесь экспонировалась знаменитая "Адель в золотом" многие даже не догадываются. Это для австрийцев история с картиной - драма. И урок конечно тоже. Жена знаменитого австрийского банкира Фердинанда Блох-Бауэра, изображенная на картине, стала поводом для долгого и сложного разбирательства в начале 2000-х годов. Наследница имущества живущая в США, подала иск к правительству Австрии с требованием вернуть законное наследство, отобранное у её дяди в период нацистской оккупации. Нехотя, со скрипом и многими проволочками, но вернули. Залы Бельведера от этого конечно обеднели, но репутация страны только выиграла.