"Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста."
- Альберт Эйнштейн
Когда мы с семьей переехали в Финляндию в феврале 2000-го года, в финских школах были зимние каникулы, поэтому у меня была целая неделя на акклиматизацию и осознание, что я теперь живу в другой стране.
В мой первый учебный день я узнал, что, оказывается, в школе, где я теперь буду учиться, есть шесть русских, и с четырьмя из них у нас были совместные уроки по финскому языку, а двое уже владели им в совершенстве, поэтому с ними мы виделись только на переменах и вне школы.
У себя под Санкт-Петербургом я учился в гимназии, и дисциплина у нас была на уровне, как, наверное, в любой российской школе на тот момент.
Но то, что я увидел в финской школе, повергло меня в шок.
Ученики называли учительницу просто училкой! Так и говорили - эй, училка, а что это на доске, я не вижу?
При этом вопрошающий мог вполне себе сидеть, закинув ноги на парту и это было вроде как в порядке вещей - учитель не придавал этому никакого значения.
Удивило меня и то, что если ты опоздал на урок, то достаточно было сказать просто - извините, что опоздал, и спокойно садиться на свое место - никто не будет допрашивать тебя с пристрастием, почему это ты себе позволил такую наглость и неуважение как опоздание на урок к такому важному учителю.
Но самое интересное, что каждый учитель реально старался учить детей, помогать им, вовлекать, вести диалог и быть другом!
На фоне такого отношения, я начал задумываться - а что вообще наши учителя делали в школе?
Тупо пересказывали учебник и иногда дополняли информацию из него своими размышлениями о важности предмета, пытались нас воспитывать по своим понятиям правильности и не правильности, ну и создавали атмосферу, в которой лишний раз спрашивать не станешь, даже если очень надо.
Конечно, неуважительное отношение некоторых учеников в финских школах - это не приятно, но у нас тоже такое было. Зато все остальные всегда могут получить поддержку и помощь как по предмету, так и по личным вопросам, а это помогает не бояться ошибаться и задавать вопросы, то есть, расти и развиваться.
Поэтому, конечно, мне больше нравится именно финский подход к обучению, пусть он и не так сильно натаскивает по предметам, зато чувствуешь ты себя в их школе человеком, а не безвольным и бесправным никем, как это часто бывает в наших школах.
А вы что думаете?
Рекомендованные статьи:
Как изменилась Финляндия за 20 лет. Часть 1
Почему я уехал из Финляндии, прожив там 10 лет
На этом канале я подробно рассказываю о переезде в Финляндию, жизни и моих приключениях в Хельсинки.
Поэтому подписывайтесь, чтобы узнать факты и реальные истории о жизни в Финляндии, и обязательно ставьте лайк, чтобы поддержать меня - вам не трудно, а мне будет интереснее писать следующие посты.