16 ноября у здания Госдумы прошли одиночные пикеты за принятие закона о профилактике домашнего насилия.
Вопрос становится тем актуальнее, что запущенные летом акции # НеХотелаУмирать и # СамаНеВиновата, громкие дела сестер Хачатурян и Маргариты Грачевой открыли тысячи историй пострадавших. А в ответ им тут же донеслись голоса о традиционных ценностях и потенциальном крахе института семьи.
Давайте разбираться вместе: станет ли законопроект щитом для жертв или мечом разрушения ячеек общества.
Предыстория
Впервые о профилактике бытового насилия заговорили в 2016 году, когда в Госдуму был внесен соответствующий законопроект.
Но что-то пошло не так, и вместо помощи жертвам мы получили декриминализированные побои, проблемы и абсолютно нелогичное регулирование.
Что сейчас?
За нанесение побоев без легкого вреда здоровью, но с физической болью можно получить штраф от 5 до 30 тысяч рублей или арест до 15 суток (ст.6.1.1 КоАП).
Если побои наносятся вторично, то в силу вступает уже ст. 116.1 Уголовного кодекса – штраф до 40 тысяч рублей или арест до 3 месяцев.
В чем проблема?
Очень хочется написать «во всем», но по порядку.
1. Нет механизма защиты пострадавших от обидчика. Жертва насилия и нападавший продолжают взаимодействовать после совершенного правонарушения. Нет никаких способов оградить их друг от друга.
2. Сумма штрафа неэффективная. Даже 30 тысяч не такие уж большие деньги. И нет, они не идут на лечение или психологическую реабилитацию пострадавших. Так что бьют и платят, бьют и платят. Отличная система.
3. Сам институт штрафа абсурден. Например, муж работает, жена - домохозяйка. Деньги, заработанные мужем – семейный бюджет. Однажды он избивает жену, а потом идет платить штраф из семейного же бюджета. И кто наказан: правонарушитель или семья?
4. Вся защита потерпевших строится пост-фактум. И здесь проблема не только в печально известном правиле «нет тела – нет дела». Нет никаких превентивных мер, которые бы пресекали бытовое насилие на корню, не доводя до отрубленных рук и убийств.
Сейчас статьи о побоях выглядят как издевка и полная индульгенция насильникам. Они не просто бесполезны и не предотвращают катастроф, а наоборот – провоцируют их с удвоенной силой.
Что хотят сделать?
1. Ввести понятие «семейно-бытовое насилие» и его классификацию на физическое, сексуальное и психологическое. Жертвы насилия смогут не ждать рукоприкладства, а сразу обращаться за защитой.
2. Включить в круг лиц, на которых распространяется закон, не только родственников, но и совместно проживающих лиц, бывших супругов и усыновленных детей.
3. Предусмотреть выдачу охранных ордеров и защитных предписаний. Лицу, которое в нем указано, будет запрещено приближаться к жертве, преследовать ее и приобретать оружие. Получить такой документ можно будет через полицию или суд.
Цель защитного предписания - не наказать обидчика, а обезопасить жертву и предупредить более серьезные преступления.
4. В исключительных случаях обязывать нападавшего покинуть квартиру, где он проживает вместе с пострадавшими. Это правило будет работать, даже если нападавший – собственник недвижимости.
5. Увеличить число реабилитационных центров для жертв насилия.
- Почему ты не ушла, если он тебя бил?
- Некуда.
Так вот чтобы было куда уходить, нужны государственные реабилитационные учреждения. Они же станут базой для психологической помощи и социальной адаптации пострадавших.
6. Обязать нападавших проходить программу по борьбе с гневом и профилактике повторных актов насилия.
7. Перевести дела о побоях в разряд дел публично-частного обвинения. То есть государство сможет начинать расследование по своей инициативе, а не только по заявлению пострадавшего.
Кто против
В основном – борцы за традиционные ценности и святость семьи.
Они боятся злоупотребления правом, чрезмерного вмешательства государства в семью и ее дальнейшего краха как общественного института. Говорят, будет как с ювенальной юстицией в Европе: хотели, как лучше, а получилось как всегда.
Только вот зачем бороться за статистику по разводам и давно отжившее свое правило «не выносить сор из избы», если можно бороться за жизни? Зачем спасать институт, если есть возможность спасать людей? Какую ценность несет в себе семья, где решать дело дракой и психологическим насилием – нормально?
Никто почему-то не думает, что уменьшившееся число пострадавших от насилия: 23 518 человек в 2018 против 49 765 человек в 2016 - это отражение эффективности декриминализации побоев.
Все понимают: дел стало меньше. Показатели лучше. Латентность выше.
И с этим надо что-то делать.
Вывод
Мы поддерживаем новый закон. Он должен быть принят не во имя красивых цифр или маскировки реального положения вещей.
Закон о профилактике домашнего насилия нужен, чтобы была реальная возможность защитить пострадавших, пока они еще живы и здоровы.
Он нужен, чтобы оказать психологическую помощь всем участникам конфликта.
Он необходим, чтобы ответственность за бытовое насилие перестали перекладывать на жертв.
В прошедшую субботу на пикете был чудесный плакат: «Я не верю, что этому закону нужен пикет».
Вот и мы не верим.
А как вы считаете: нужен ли закон о профилактике бытового насилия?
______________________________________________________________________________________