В год 100-летнего юбилея Даниила Гранина мне хотелось обратить внимание моих сверстников на его роман «Мой Лейтенант», за который он в 2012 году получил национальную литературную премию «Большая книга», а также специальный приз «За честь и достоинство».
Почему эту книгу стоит прочитать? «Мой лейтенант» – это исповедальный роман, взгляд на Великую Отечественную войну с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, а из траншей и окопов. Автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны победой. Я не хочу, чтобы подобная история повторилась.
Когда я читал этот роман, то я невольно представил, что этим молодым лейтенантом мог быть и мой прапрадед – Титовский Алексей, который в июле 1941 года был призван в Красную Армию, а в декабре в семью пришла трагическая весть о том, что он пропал без вести.
Гранин позволяет нам увидеть войну глазами лейтенанта Д., одного из двух главных героев книги. В этом произведении нет занимательного сюжета, масштабных сражений или детективной интриги, но при этом от книги трудно оторваться, она не отпускает от себя, заставляя сопереживать героям.
Война лейтенанта Д. начинается в ленинградском ополчении и, уходя на войну, он думает, что у нее героическое лицо, что война – это непрерывные бои и подвиги. И если смерть, то героическая. Лейтенант уходит на войну с искренней верой в то, что все люди братья, что достаточно только объяснить это тем, что на той стороне, и война закончится. Но война быстро избавляет его от иллюзий и учит ненавидеть и убивать, в тоже время, испытывая на прочность. В романе два героя – лейтенант и наш современник, тоже прошедший войну и умудренный опытом прожитых лет, между которыми ведется дискуссия о том, чем стала война для тех, кто воевал. Ведь тогда, на войне, им грезилось, что надо только победить, а потом начнется прекрасная и удивительная жизнь, а оказалось, что самой яркой страницей в их жизни и была война.
Гранин не противопоставляет военное поколение нынешнему, он просто рассказывает: мы были такими, так верили, так жили, так любили. И то, что его герои далеки от идеала, позволяет по-настоящему оценить и понять все, что им довелось пережить. Автор честно признается, что на многие вопросы, поставленные в книге, так и не нашел ответов. Именно из-за такой беспощадности к себе и своему поколению книга оставляет после себя одновременно горечь и восхищение теми, у кого хватало смелости жить и умирать.
Янченко Владислав, читатель
Библиотеки имени М. Горького
Филиал №3, г. Кропоткин, 16 лет
"Мой Лейтенант" Д. Гранин. Шальная пуля
Меня позвали к связистам. Из штаба звонил Левашов. Счастливым голосом он сказал мне, что должен придти сказать мне что-то такое… Что и меня касается. Чтобы я никуда не уходил, ждал его.
Было майское утро. Тепло, солнечно. Солнце уже теплое. Земля оттаяла. Кончилась эта проклятая зима. Снежные завалы, обморожения, и всё время – дрова, дрова…
Я стоял на солнышке, жмурясь от удовольствия. Это местечко было у железнодорожной насыпи, на ней уже пробивалась новенькая травка, нежно-зелёная, если потереть её пальцами, слабенькая, но пахучая. Я расстегнул ворот гимнастёрки. Впору было раздеться, загорать. Весна на фронте появляется в промежутке между обстрелами, со всех сторон возвращаются запахи, пение птиц, солнечные тени. Нижняя природа, всякие муравьи, жуки, наверное, не пугаются, вообще не замечают ни взрывов, ни грохота. От войны больше всего достаётся лесу. Деревья стоят голые, ободранные, сломанные.
Всё завалено ветками, сучьями. Это побоище ещё долго будет страшить своим видом.
В траншее показался Левашов. Он издали помахал мне. Он не шёл, а парил. Густая его шевелюра всегда стояла дыбом, а ныне, или мне показалось, он весь вздыбился.
Он возник передо мной необычно рослым – плечистый гвардеец, любимец Фортуны. Изображал радостный сюрприз. Несколько секунд он позировал: томил меня.
– Старик, слушай сюда... – и вдруг глаза его удивлённо расширились, из открытого рта стал расти кровавый пузырь. Ни он, ни я не понимали, что происходит. Он схватился за меня, пытаясь удержаться. Стал медленно оседать. Глаза удивлённо смотрели на меня. Пузырь лопнул, вздулся новый, другой, такой же кровавый.
В последний момент я подхватил его тело, в горле у него забулькало. Я уже начинал понимать. И он тоже. Это была одна огромная секунда. Она всё тянулась, растягивалась. Он лежал у меня на руках, становился всё легче. Потому что уходил. Наверно, я закричал: – «Женя, Женя!». Как-то надо было остановить его. Я знал этот переход, навидался, последний шаг, когда человек переступает порог. Небытие ли открывается ему, тьма? Или свет?
Тело его чуть вздрогнуло, вытянулось, взгляд застыл на мне.
Не смерть пришла, а удалилась жизнь, унесла Женю Левашова, весь его мир, единственный, небывалый, все его рассказы-небывалки. Остался этот предмет, что остывал у меня на руках.
Мы стояли с ним под защитой насыпи, в совершенно, казалось бы, безопасном месте. Пуля на излёте шальная, бесприцельная, с чего вдруг кто-то поутру выстрелил…
Как стемнело, мы отнесли его на наше кладбище. Пришло несколько человек проводить. Церемоний, похорон у нас не бывало, но эта смерть была такой страшной, да и любили его.
Вернулись, пропустили по рюмке в память о нём, и тут я вспомнил, что так он и не успел рассказать мне что-то такое, из-за чего примчался, а что – я теперь уже не узнаю. Никогда. Вот что такое смерть. ________________________________________________________________
БД "Молодежь и книга" в рамках библиотечного Интернет-форума "Молодой герой в литературе моей страны"
Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Вараввы http://krkrub.kubannet.ru/rubrik/7170