🎄 Про «Иронию судьбы» и «Карнавальную ночь» и без нас напишут. Давайте выберем менее очевидные варианты. Я напрягла немножко мозг и вспомнила несколько вполне новогодних и при этом разных фильмов: что-то сусальное, что-то детективное, что-то нафталиновое, что-то дурацкое, что-то со смыслом. Поехали.
🎄 «8 женщин». Драма, комедия. Франция, 2001. Режиссер Франсуа Озон.
В занесенном снегом загородном доме – один мужчина и восемь женщин: его жена, сестра, две дочери, теща, свояченица, горничная и кухарка. Мужчину убили, ударив ножом в спину. Женщины попытаются разобраться, кто из них это сделал, а по ходу пьесы будут петь, танцевать и задорно выяснять отношения.
🎉 Рекомендую, не пожалеете. Это великолепная тонкая драма, завернутая Озоном в детектив, мюзикл, фарс и эстетику ретро. У каждой из женщин – свой цветок (они появятся в начальных титрах), свой цвет, музыкальный номер, продуманный наряд, образ, посылающий приветы культовым героиням старого кино. «8 женщин» полны кинематографических аллюзий и отсылок, но чтобы получить от просмотра удовольствие, не обязательно их видеть – фильм воздействует на все слои зрительского восприятия. Волшебная сила искусства в действии – не того модного, что лупит зрителя в лицо и наотмашь, а условного, деликатного, иносказательного, которое почти исчезло вместе с Хичкоком и пленкой Technicolor.
🎄 «Ребенок к ноябрю». Комедия. Украина, 1992. Режиссер Александр Павловский. Даше тридцать лет. Она успела разочароваться в мужчинах и думает только об улучшении жилищных условий. Квартиру в новом доме дадут женщине с ребенком, значит, самое время этим ребенком обзавестись. На дворе новогодние праздники, и если приступить к поискам будущего папаши прямо сейчас, есть шанс в ноябре отметить новоселье.
🎉 Фильмы начала 90-х только ленивый не поругал за безвкусицу, но за «Ребенка» я прямо сейчас буду драться, как за псевдомохеровый капор на барахолке (у меня был малиновый, ровно такого же воспаленного оттенка, как занавес в Доме ученых СО РАН). Во-первых, над фильмом трудились не самые бездарные люди – взять хоть драматурга Леонида Жуховицкого, хоть композитора Максима Дунаевского. Во-вторых, очень хороша галерея потенциальных генофондиев: мужчина по вызову (Михаил Светин, да-да, это смешно), бывший любовник (Александр Панкратов-Черный), ушлый бизнесмен (Александр Стриженов, в некоторых ракурсах похожий на молодого Ди Каприо) и мн. др. Главные герои не отстают, а какие милые друзья Даши в исполнении Удовиченко и Маковецкого. Итог – теплый, наивный, дурацкий, без лишних претензий фильм. А еще там носят лосины и подобную дребедень.
🎄 «Ищите женщину». Комедия. СССР, 1982. Режиссер Алла Сурикова. В канун Нового года в парижской нотариальной конторе мэтра Роше обнаружен труп. Убийцу ищут представители полиции, а также секретарша Алиса Постик – женщина неуемной энергии. Простуженный сипящий инспектор (он же друг юности Алисы) и его молодой коллега, мэтр, томная супруга мэтра, работники конторы оказываются втянуты в любительское расследование. Вот это повороты будут, скелеты в шкафах – и любовь, конечно.
🎉 «Ищите женщину» снят по творению драматурга Робера Тома (его же перу принадлежит пьеса «8 женщин»); Елена Укращенок, сыгравшая кокетку-машинистку, вышла замуж за Эдварда Радзинского; действие двухсерийного фильма происходит в одном помещении. Это все в копилку бесполезных фактов. Сейчас полезные – о том, почему кино стоит посмотреть. Во-первых, оно уморительно смешное, пародирующее все детективные клише, лиричное и одновременно полное драйва, без провисающих эпизодов и виньеточек, за которыми менее талантливые режиссеры прячут отсутствие динамики. Во-вторых, блестящий актерский ансамбль: Софико Чиаурели, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Елена Соловей, а также Елена Укращенок и Людмила Дмитриева, которые не так известны зрителю, но безусловно прекрасны. Искрометные реплики подаются с быстротой теннисных мячиков, только успевай ловить и внимать. В-третьих, «Ищите женщину» – стильное кино. Как в «Шерлоке Холмсе» Масленникова имеем Англию более английскую, чем на самом деле, так и тут отчетливо пахнет не только новогодними мандаринами, но и «Шанелью № 5».
🎄 «Неспящие в Сиэтле». Мелодрама. США, 1993. Режиссер Нора Эфрон. Архитектор Сэм оплакивает любимую жену. Его маленький сын Джон звонит на радио, чтобы рассказать о своем рождественском желании – найти папе новую спутницу жизни. По просьбе ведущей в эфире появляется и Сэм. Передачу слушают сотни женщин, и вскоре очаровательный вдовец оказывается завален письмами. Одно из них написала журналистка по имени Энни.
🎉 То самое ламповое и сахарное американское кино, которое, как считается, надо смотреть в Новый год. Если «Реальная любовь» и «Один дома» надоели, продолжить эстафету можно «Неспящими». Дуэт Мэг Райан и Тома Хэнкса не зря кочевал из одного романтического фильма в другой, они и правда очень мило смотрятся вместе. Есть у этого кино и другие конкурентные преимущества, например саундтрек – вот тебе Луи Армстронг, а вот Джо Кокер. Атмосфера девяностых, если кто ностальгирует. И чувство меры ныне покойной Норы Эфрон. Вроде бы все мелодраматические клише налицо: одинокие женщина и мужчина, грустный маленький мальчик, Рождество и День святого Валентина, свидание на крыше Эмпайр-стейт-билдинг, плюшевый, прости Господи, мишка как сюжетообразующий элемент, а попа у зрителя все-таки не слипается. Во всяком случае, моя в порядке.
🎄 Что еще? Если волшебное, то «Вечера на хуторе близ Диканьки» от чудо-сказочника Роу. Если нужен угар нэпа, то «Не может быть» (фильм состоит из нескольких новелл, зимне-новогодняя только одна, зато какая, с песней про черные подковы, да и летние тоже заходят на ура). Если мрачно-детективное, есть советское «Чисто английское убийство» с отрезанным от цивилизации домом и угрюмыми англичанами в исполнении Баталова, Муравьевой, Тараторкина. В конце концов, любой из «Щелкунчиков». А когда устанете от кино, беритесь за книжки – лично я планирую в тысячный раз перечитать «Белую гвардию», самый снежный и один из самых восхитительных романов в русской литературе.