Найти тему
Заметки о живописи

Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана

Э. Мане. "Расстрел императора Максимилиана". (1867-1869)
Э. Мане. "Расстрел императора Максимилиана". (1867-1869)

Перед нами – важное событие из истории Мексики, пережившей в 1860-е годы XIX века французскую интервенцию.

Непосредственным поводом для ввода войск послужила приостановка мексиканским правительством выплат по иностранным займам.

Тогда-то, под покровительством Наполеона III, титул и корону императора Мексики получил Максимилиан I, младший брат австрийского императора Франца Иосифа.

Однако править ему было суждено недолго...

Уже спустя четыре года он был свергнут республиканскими войсками во главе с Бенито Хуаресом и, несмотря на заступничество европейских монархов, приговорён к смертной казни.

Эдуард Мане изобразил на картине исполнение данного приговора: расстрел императора и двух его лучших генералов – Мирамона и Мехии.

Художник осознанно оставил для приговорённых к смерти меньшую часть холста.

Таким образом он хотел показать нам, что Максимилиану некуда бежать...

Он в чужой стране.

Он в ловушке.

Однако вот что удивительно...

Солдаты армии Хуареса, нацелившие на императора свои ружья и уже давшие первый залп, одеты в синюю форму армии... Наполеона III.

Эта маленькая деталь вносит в картину странный диссонанс – и открывает перед нами отношение к свершившемуся самого художника.

Эдуард Мане не одобрял политику Наполеона III, и в данном случае именно его считал повинным в гибели императора Максимилиана.

Стреляющие занимают большую часть картины.

Позади стоит их командир. Он перезаряжает ружье: судя по всему, первый залп был неудачным...

На голове у него ярко-красная фуражка – ещё одна деталь, напоминающая нам, кто истинный виновник события...

Мане неумолим.

Император Максимилиан одет в мексиканское сомбреро и, таким образом, приравнивается художником к мексиканскому народу...

Становится мучеником за правое дело.

Он спокойно и с достоинством стоит под градом пуль. Ни один мускул в лице не выдаёт его волнения.

Э. Мане. "Расстрел императора Максимилиана". Фрагмент.
Э. Мане. "Расстрел императора Максимилиана". Фрагмент.

Он держит за руку одного из своих генералов, словно передавая ему спокойствие и уверенность...

Второй генерал уже сражен. Пуля попала ему прямо в грудь.

Место казни огорожено каменной стеной. Местные жители с любопытством заглядывает через её край.

В их лицах нет ни капли волнения. Они совершенно бесстрастны.

Эдуард Мане был современником события. Он начал писать картину в тот же год, в который состоялась казнь.

В левом нижнем углу можно найти подпись художника: 19 июня 1867 года.

Это не время написания картины.

Это дата казни.

Мане серьёзно отнесся к совершающейся на его глазах истории.

Однако, возможно, он никогда бы не взялся за свою картину, если бы...

Если бы его не вдохновила картина совсем иная и в то же время весьма напоминающая ту, что написал Мане.

Это "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года", принадлежащий кисти Франсиско де Гойи.

Франсиско де Гойя. "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года". (1814)
Франсиско де Гойя. "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года". (1814)

Эдуард Мане очень любил живопись Франсиско де Гойи. Его восторгали не только композиция и колорит его картин, но и сюжеты, которые выбирал великий испанец.

В картине "Расстрел повстанцев..." Франсиско де Гойя показал свое отношение к вторжению французов в его родную Испанию и возведение на престол ставленника Наполеона, его брата Жозефа Бонапарта.

В лице крестьянина, раскинувшего руки под дулами французских ружей, можно прочесть не только истинное мужество, но и смирение перед скорой смертью.

Франсиско де Гойя. "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года". Фрагмент.
Франсиско де Гойя. "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года". Фрагмент.

В лице Максимилиана нет и тени этих чувств.

Да, он спокойно и с достоинством стоит под градом пуль, посланных в него своими же...Однако мы знаем, что в действительности он был расстрелян вовсе не французами, а войсками Бенито Хуареса, вернувшего своей родине независимость.

Эта двойственность в картине – желание показать истинного героя и понимания, что героев в этой истории нет – пронизывает всю картину.

Эдуард Мане не смог повторить успеха Франсиско де Гойи.

Его картина – лишь бледное отражение полного внутреннего драматизма "Расстрела повстанцев..."

Там даже солдаты застыли в решительных и страстных позах, готовые диктовать свою волю и наказывать неповиновение.

Здесь солдаты лишь спокойно выполняют приказ...

Так же, верно, спокоен был и сам Эдуард Мане, когда писал эту картину.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Эдуард Мане. Крупицы семейной жизни

Эдуард Мане. Скачки в Лоншане