Перед нами – важное событие из истории Мексики, пережившей в 1860-е годы XIX века французскую интервенцию.
Непосредственным поводом для ввода войск послужила приостановка мексиканским правительством выплат по иностранным займам.
Тогда-то, под покровительством Наполеона III, титул и корону императора Мексики получил Максимилиан I, младший брат австрийского императора Франца Иосифа.
Однако править ему было суждено недолго...
Уже спустя четыре года он был свергнут республиканскими войсками во главе с Бенито Хуаресом и, несмотря на заступничество европейских монархов, приговорён к смертной казни.
Эдуард Мане изобразил на картине исполнение данного приговора: расстрел императора и двух его лучших генералов – Мирамона и Мехии.
Художник осознанно оставил для приговорённых к смерти меньшую часть холста.
Таким образом он хотел показать нам, что Максимилиану некуда бежать...
Он в чужой стране.
Он в ловушке.
Однако вот что удивительно...
Солдаты армии Хуареса, нацелившие на императора свои ружья и уже давшие первый залп, одеты в синюю форму армии... Наполеона III.
Эта маленькая деталь вносит в картину странный диссонанс – и открывает перед нами отношение к свершившемуся самого художника.
Эдуард Мане не одобрял политику Наполеона III, и в данном случае именно его считал повинным в гибели императора Максимилиана.
Стреляющие занимают большую часть картины.
Позади стоит их командир. Он перезаряжает ружье: судя по всему, первый залп был неудачным...
На голове у него ярко-красная фуражка – ещё одна деталь, напоминающая нам, кто истинный виновник события...
Мане неумолим.
Император Максимилиан одет в мексиканское сомбреро и, таким образом, приравнивается художником к мексиканскому народу...
Становится мучеником за правое дело.
Он спокойно и с достоинством стоит под градом пуль. Ни один мускул в лице не выдаёт его волнения.
Он держит за руку одного из своих генералов, словно передавая ему спокойствие и уверенность...
Второй генерал уже сражен. Пуля попала ему прямо в грудь.
Место казни огорожено каменной стеной. Местные жители с любопытством заглядывает через её край.
В их лицах нет ни капли волнения. Они совершенно бесстрастны.
Эдуард Мане был современником события. Он начал писать картину в тот же год, в который состоялась казнь.
В левом нижнем углу можно найти подпись художника: 19 июня 1867 года.
Это не время написания картины.
Это дата казни.
Мане серьёзно отнесся к совершающейся на его глазах истории.
Однако, возможно, он никогда бы не взялся за свою картину, если бы...
Если бы его не вдохновила картина совсем иная и в то же время весьма напоминающая ту, что написал Мане.
Это "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года", принадлежащий кисти Франсиско де Гойи.
Эдуард Мане очень любил живопись Франсиско де Гойи. Его восторгали не только композиция и колорит его картин, но и сюжеты, которые выбирал великий испанец.
В картине "Расстрел повстанцев..." Франсиско де Гойя показал свое отношение к вторжению французов в его родную Испанию и возведение на престол ставленника Наполеона, его брата Жозефа Бонапарта.
В лице крестьянина, раскинувшего руки под дулами французских ружей, можно прочесть не только истинное мужество, но и смирение перед скорой смертью.
В лице Максимилиана нет и тени этих чувств.
Да, он спокойно и с достоинством стоит под градом пуль, посланных в него своими же...Однако мы знаем, что в действительности он был расстрелян вовсе не французами, а войсками Бенито Хуареса, вернувшего своей родине независимость.
Эта двойственность в картине – желание показать истинного героя и понимания, что героев в этой истории нет – пронизывает всю картину.
Эдуард Мане не смог повторить успеха Франсиско де Гойи.
Его картина – лишь бледное отражение полного внутреннего драматизма "Расстрела повстанцев..."
Там даже солдаты застыли в решительных и страстных позах, готовые диктовать свою волю и наказывать неповиновение.
Здесь солдаты лишь спокойно выполняют приказ...
Так же, верно, спокоен был и сам Эдуард Мане, когда писал эту картину.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Эдуард Мане. Крупицы семейной жизни