Писатели-фантасты в своих книгах перечислили очень много вещей и явлений, которые появились намного позже.
1. Skype
В книге «Жук в муравейнике», написанной в 1979 году, упоминается видеофон. Он используется для передачи не только звука, но и изображения. Чем не Skype?
В самый разгар этой дискуссии, в 19:33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нём не было, - Аркадий и Борис Стругацкие, «Жук в муравейнике».
2. Нейросети
Самообучающийся искусственный интеллект уже вполне реальная вещь. Пусть современные нейросети пока и не обладают самосознанием, о котором мечтало большинство писателей-фантастов, однако они умеют учиться.
У Стругацких в рассказе «Спонтанный рефлекс» описан самообучающийся робот Урм, вышедший из-под контроля. Он, движимый скукой и любознательностью, начинает исследовать окружающий мир и попутно наносит значительный материальный ущерб лаборатории, в которой был создан.
3. Машины с автопилотом
Автомобиль, которому не нужен водитель, — довольно популярная идея в научной фантастике. Например, они присутствовали в произведениях Рэя Брэдбери, а до него у Дэвида Келлера. У Стругацких беспилотное авто упоминается в «Хищных вещах века».
Я смотрел, как он подошёл к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, сейчас же задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы.
4. Bluetooth-гарнитура
В «Хищных вещах века» упоминается миниатюрная беспроводная гарнитура, которая крепится к уху и принимает радиосигналы. Стругацкие назвали её серьгой-приёмником.
Ко мне неторопливо приблизился, вытирая губы платочком, смуглый полный человек в белом, в круглой белой шапочке набекрень. Шапочка была с прозрачным зелёным козырьком и с зелёной лентой, на которой было написано: «Добро пожаловать». На мочке правого уха у него блестела серьга-приёмник.
5. 4D-кинотеатры
Современное 4D — это то же самое трёхмерное кино, но с некоторыми дополнительными эффектами: вибрацией кресел, ветром, брызгами, дымом, запахами. Всё это должно способствовать более глубокому погружению зрителя в атмосферу фильма. Нечто похожее обсуждали персонажи Стругацких в рассказе «Какими вы будете» из цикла «Мир Полудня».
— Ну ещё бы, — сказал Славин. — Массовые зрелища и массовые осязалища. И массовые обонялища.
Горбовский тихонько хихикнул.
— Вот именно, — сказал он. — Обонялища. А ведь будет, Евгений Маркович! Непременно когда-нибудь будет!Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»
Малышев задумчиво сказал:
— Было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты испытываешь удар по морде…
— Представляю, — сказал Панин. — У меня уже так было однажды. Без всякого кино.
Подпишитесь на наш канал, поделитесь мнением о материале и расскажите о нём друзьям. Больше интересных статей — на нашем сайте. А статьи в картинках можно найти в нашем Instagram.