Найти тему
Некруглые Кружки

Новые подходы в образовании – понимаем ли мы, что главное?

Возрождение связки "

Возрождение связки "наставник - педагог - ученик" - главная задача образования
Возрождение связки "наставник - педагог - ученик" - главная задача образования

Сегодня я и мои коллеги много говорим о необходимости поиска и внедрения в образование новых подходов. Часто эта тема обсуждается как вызов быстро меняющегося мира, цифровой среды, необходимости адаптации образовательных программ к реальности.

В качестве решений предлагают конвергентный и метапредметный подходы, говорят о приоритете компетенций и умений над знаниями. Но как педагог с 30-летним стажем, я утверждаю, что все это в системе образования уже было. Да, я согласна, это очень эффективные решения. Но надо признавать, что они не новые.

Что же нам действительно следует искать, когда мы говорим о новых подходах в образовании? Что главное?

Мы отошли от «хорошо забытого старого» в 90-е годы, когда самые талантливые педагоги по личным причинам ушли из профессии. И когда молодые перспективные выпускники педагогических вузов не пошли в профессию. Таким образом, случился слом: не был передан профессиональный опыт от сильного старшего поколения к перспективному молодому. Утеряно поколение наставников. Выросло целое поколение учителей, которые педагогическую практику нарабатывали самостоятельно. Они двигались интуитивным путем, вместо того, чтобы опираться на колоссальный опыт профессии и преумножать его.

По крупицам несколько десятилетия мы этот разрыв восстанавливаем, нарабатываем. И именно здесь, в связке «педагог – наставник» необходимо наращивать «новые» подходы в образовании. Это про отношения «педагог – педагог», когда более опытный коллега наблюдает за тем, как работают его более молодые коллеги и дает им свои рекомендации, передает методику, опыт. И уже на занятии к этой связке «наставник – педагог» добавляются дети: «наставник – педагог – ребенок».

Я считаю, что возрождение условий, при которых в образовательных учреждениях возродится связка «наставник – педагог», - это сегодня и есть главная задача в рамках поиска новых подходов к образованию и адаптации образования к новым реалиям мира. Одно из решений в этой ситуации – создание школы наставников для молодых педагогов в учебных заведениях. Ведь самую большую роль для воспитания профессионала играет среда! Об этом говорит и мой личный опыт становления в профессии. Это соразвитие людей, которые искренне увлечены одним и тем же делом. Огромное спасибо директору школы 137 города Омска — Анне Васильевне Гусевой, у которой я начинала свою карьеру. Она создала такую фантастическую среду в школе и так тактично умела указать на ошибки и направить своих коллег, что в результате под ее руководством выросло очень много талантливых педагогов!

Сейчас во Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах мы прорабатываем возможность создания системы наставничества, которая станет одним из инструментов выхода на комплексную образовательную среду, в том числе посредством создания образовательной цепочки «наставник – педагог – ребенок».

Новое поколение профессионалов после 90-х уже сформировалось. Это педагоги, которым сегодня 40-45 лет. Они креативные, они крутые! Но их пока не так много. Потому что они тоже пришли в профессию еще тогда, когда условия труда не были такими комфортными, как сейчас. Но вместе с ними и другими, кто хочет развиваться в профессии, сегодня и хочется в формате «педагог – педагог» прорабатывать новые подходы к образованию!