Продолжение тематики Аркаима по книге С. Рокова "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ раздела "Миры Аркаима".
Предыдущие статьи можно посмотреть здесь, здесь и здесь.
УЧЕНИЕ МЕРАНГОМ КИРША
Начиналось учение Кирша с медяных камений.
Для литейного дела годились разные каменья, но для начала Меранг показал Киршу два. Один — блистающий то жёлтым, то сине-зелёным цветом, а другой — зелёный, с прожилками*.
Из блестящего и зелёного каменьев медь деялась по-разному. Иной раз находили и самородную чистую медь.
Для литья поначалу вырабатывали каменья из близлежащих к поселению небольших месторождений, постепенно удаляясь всё дальше и дальше. И ещё привозили им каменья в плетёных корзинах дальние людины из их племени и соседского чужого племени барков. Ажно везли со Старых Гор**. Расплачивались с ними либо скотом, либо отлитым медным убором. Посудины глиняные, которые деять мастера были в родинах, такоже шли в обмен. Обо всём этом рассказывал внуку старый ведьмак.
Примечание*. — По внешнему описанию, похоже, что в первом случае речь идёт о халькозите, сульфате меди Cu2S, а во втором — о малахите — CuCO3 (Cu (OH) 2). Месторождения этих минералов имеются на Южном Уралье, Южном Приуралье, где и расположена «страна городов», и в Северном Казахстане.
Примечание**. — По-видимому, с Уральских гор.
Барки жили кругом, предпочитая всё ж лесистые места. Жили отдельные из их и в поселениях дружества племён Рода, народа Меранга и Кирша. Дядька Кирша, Нехлюй, имел жену из барков. Внешне барки отличались слегка раскосыми глазами, были круглоголовыми, с широким утиным, слегка приподнятым носом, кареглазыми и черноволосыми, роста маленького или среднего.
Люди же Рода были почти все высокими, русоволосыми, с серыми либо васильковыми глазами, с длинными лицами и вислым прямым носом.
Вообще, много всякого народу было здесь.
Были горыничи, так звали народ со Старых Гор, лежащих к северу от земли народа Рода. Горыничи, как и родины, были издревле мастерами литейщиками. У них были свои таинства литья, но отливали они меньше металла. Они, ровно с родинами, знали заклинания и колдовство, придающие особые свойства меди.
Со всех концов земли вои родинов везли умельцев медного плавления, возвышая свой народ над другими.
Жили с родинами и огнепоклонники, родина которых была далеко на зенит солнца, за степями, там, где начинается предгорье. Огнепоклонники тоже были знатные мастера по меди. Мастеров из горыничей и огнепоклонников також вывезли вои родинов и привезли их сюда, в землю плавильщиков. Старики говорили, что именно от огнепоклонников родины взяли много приёмов устройства своего плавильного дела, а главное — устройство плавильного селения.
— Давным-давно семьи родинов-литейщиков жили розно на своей земле, — рассказывал Меранг. — Плавили медь сами по себе и сами по себе меняли слитую ими снасть на скот, шкуры, шерсть, хлеб и на всё другое, потребное для жизни.
Но пришёл Рагнар, славный вой, вождь сильного племени родинов, и взял большую силу в совете племён. В советниках у него был иноземец Авигор, мудрый человек и большой ведьмак из далёкой южной стороны. Рагнар с Авигором много чего поставили по-новому.
Племена поставили иметь больше постоянных воев, деять больше боевых колесниц и больше оружия из меди. Избыток меди и снасти, отлитой из неё, менять на южных коней и иную снасть, деять которую родины были не особые умельцы. Особливо нужен был воинский доспех, который умело лили и ковали в южных краях.
Совет дружества требовал нужное число справы и оружия для воев и на вывоз. Тож было и с мастерами колесничного дела.
За малое время боевая сила родинов выросла, и слава непобедимых воев среди чуждых народов покончила с набегами на земли дружества Рода. Колесницы родинов и конные вои ниоткуда, будто с неба, ворвались в неведомые земли, наши кони пожрали копытами земли и время. Народы от ужаса не могли нам противостать. Земля родинов ширилась, включала в себя иные племена и народы.
Када же родины пришли в енту землю, в коей сейчас мы бысть, то поняли, что енто — дар Рода своим внукам… Несметное множество медяных камений, лес для выжигания древесного угля, разные глины и иные дары Матери Сырой Земли для литейного дела.
Сюды и решил совет дружества для новой и невиданной славы и силы родинов собрать ведьмаков и знатцов со всех земель, потому как родинам одним не поднять было ентого богатства.
Знатцов литейщиков свезли в селения, которые были и большими плавильнями со множеством печей. Недалече от плавилен уже были или деялись внове обычные поселения, где жили другие родины, вои родинов, барки и горыничи.
Хошь плавильни эти стоят на земле, объезжать которую надоть не меньше одной лунной смены, всё однож — хранять эту местность стало много легше. Теперича, в договорённые места во множестве привозят медные каменья и древесный уголь. Все местные племена устроены при деле, все робют в лад.
Мудрость богов излилась на всё устроение наших плавильных селений. Плавильни деялись сразу на известное число семей плавильщиков. Кажной семье отводится не мене одного отдельного жила*, кое сама семья и деит под надзором старейшин поселения. Семьи, что поболее, имают несколько жил. Вот в нашей семье, скоко жил?
Кирш почал загибать персты на левой длани, считая, — аз, двоя … — пяток! — ответил деду.
— И приметь, — со значением сощурил глаз Меранг, — не все кучно в ряду, ни одно жило к другому, а два — на одной стороне плавильни, три — на противной. Это не спроста. Я опосля разъясню тебе, для чего сие деется.
— Када зачинают сотворять плавильню, — продолжил дед, — колышками метят всё селение. Оно должно имать замкнутый, круглый или вытянутый образ. Место, где она ставится, образ плавильни даёт. В узком старом высохшем русле реки можно только вытянутую плавильню деять. Колышками же метят жила семей, которые примыкают друг к другу.
Опосля из деревянных жердин деют остяк** всех жил.
На пол всех жил слоем сыпят щебёнку ради внутренней сухоты. Щебёнки много на отвалах рек. А на щебёнку кладут толстым слоем отмазку из глины, мешанной с коровьим навозом. Имается тем ровный и тёплый пол.
Примечание* — Жѝло — помещение, жилище.
Примечание** — Остяк — остов.
На потолок такоже кладут жердины. Остяк стен и потолка переплетается ветками и камышом. На крышу опосля выстилают слой грубой травы: крапивы, лебеды, осота. А уже поверх сего выкладывается толстый слой обмазки, такоже, как и на пол — из глины с навозом.
Сплошной строй жил рушится токма в местах въезда в селение.
Округ селения, копается ров близ задних сторон жил. Вырытая земля идёт на отсыпку жил сзади, для тепла внутри. Тако, кругом плавильни вырастает земляной вал, встык закрывающий заднюю часть жил. Внутри селения, перед входами в жила копается такоже ров, земля коего идёт на отсыпку стен жил. А ров внутри плавильни прикрывается помостом древя̀ным, по которому ходят люди и подвозят грузы*.
Устраяются плавильни в низинах, где боле влаги. В энтом такоже своя мудрость.
Весной, ежли речка рядом, — вокруг заливные луга, и вообще трава гуще, что до̀бре для скота. В низинах, тож, грунтовая вода подходит ближей к поверхности и вырытые рвы наполняются водой. Вода потребна в самоём литейном деле, а такоже она спасает от пожара, ка̀ко в селении, та̀ко и снаружи при степных и лесных пожарах. В нашем огняном деле пожар могёт случится в кажен час.
— Сильно добре, — продолжал научать внука Меранг, — ежели плавильня деится в низине от старого сохлого русла реки, или, ежели таковое русло вблизи. Потому как река эта старая размывала Мать Сыру Землю и открывала её богатства, потребные людям. Медяные каменья, глины разные, песок, щебень, мягкий белый камень и другое.
Покамест тепло, скот наш завсегда пасётся недалече, откочёвывая с выеданием травы.
Примечание — Описание плавильни-селения, данное Мерангом, в целом соответствует материалам раскопок.
Ты Кирш, хоть малой ещё, но зимы встречал не раз и знаешь, что они у нас холодные. Но выпас скота мы имаем и в зиму. Снега быват не глубоки, однакож, оттепели часты, оттого снег деется плотным настом, под которым и сидит сухая трава, едомая скотом. Но добраться до ентой травы не легко.
Ради того мы допрежь на выпас в заснеженную степь выгоняем коней. Кони выходят и сильными копытами разбивают снежный наст, выбивают сухой ковыль, едая его. Пастухи не дают коням съесть весь ковыль, перегоняя их на новое место. За конями идут быки с коровами; они доразбивают оставшийся наст и подъедают траву после коней. Но доесть всё им та̀коже не дают, а гонят вслед коням. И токмо последними, на разбитое снежное поле, идут самые слабые животины — овцы и козы. Им достаётся самая низкорослая трава. Та̀ко, стадо постоянно движется. Поить стадо зимой не надоть, потому как скот наш привычен есть снег вместо воды*.
Меранг говорил много того, что знал уже и видел Кирш, да и дед любил повторяться, но даже известное Киршу, в словах Меранга приобретало глубинную тайную мудрость, которая ранее, без Меранга, до него не доходила.
— Зимой ночи длины, а стаи волков голодны, — продолжал Меранг свою «сказку». — Ежли вдобавок приходит сильная непогодь, тада скот загоняют в селение на ночь, а, быват, и на несколько дён, пока не стихнет метель.
Но худо, када проходит мокрый снег с дождём али один дождь и мороз опослед. Тада вся степь покрывается толстой и плотной ледяной коркой. Копыта скользят на льду, лошади падают, ломают ноги. И корку ледяную не могут разбить.
Примечание — Такой способ зимнего выпаса практикуется в отдельных районах России и в настоящее время. Называется тебенёвка.
Для таких разов мы запасаем сена. Ты же видел его? Да, Кирша? Снаружи стожки ставим. … Но, много сена не запасёшь. Быват, оттепель не приходит, лёд всё не тает, и малые запасы наши сена кончаются. Тада приходит большой падёж скота*. За зиму в плохой год не один раз сильный падёж быват. Падаль выбрасываем в степь. То-то волки рады. К приходу Весты тада скота уж совсем мало остаётся. А без скота и люд мрёт с голодухи.
Кирш с родом своего деда Меранга жили и работали как раз в таком круглом селении. В этом селении кроме внешнего круга жилищ, был устроен по его образцу и второй, внутренний круг жилищ, а в центре находилась небольшая площадь. Эти два круга жилищ, разделял ров, большую часть времени наполненный грунтовыми водами, а ров застилал деревянный помост, по которому ходили люди и подъезжали повозки с кладью. Земля этого рва, как и внешнего рва, пошла на отсыпку задних стен жил, образуя собой второй земляной вал внутри селения-плавильни. Внутренний ров, такоже наполненный водой, сообщался с внешним рвом.
— А, скажи-ка ты мне внучек вот что… Вот у нас в плавильне есть несколько выходов в степь… Через который вход выгоняют зимой скот?
— Через широкий, главный, — ответствовал Кирш, — потому как зимой остальные входы перекрывают и заваливают.
— Посмотрим, чего ты поня̀л… Сообразишь, ай нет? — продолжал допытываться дед. — А для чего так деется, то бишь — для чего токмо один вход оставляют? Сообразишь?
Кирш, сдвинув колпак вперёд, почесал затылок, хитро усмехнулся:
Примечание — Это бедствие, называемое джутом, известно издавна и до сих пор случается.
— Знаю, знаю… от холода, чтобы ветер не задувал!
— И всё?! — снисходительно бросил дед, — я-то думал, что ты побашковитее будешь.
Кирш сызнова зачесал головёнку, взлохматив свои русые, отросшие за зиму волосы, но уже — задумчиво. Потом глазёнки его блеснули хитрецой, и он закричал:
— Я-то знаю, я-то знаю! А ты не знаешь! Не скажу тебе! Ишь, какой хитрый ты дед, обмануть меня хочешь…
Меранг мигом распознал плутню внука, решил зайти с иной стороны…
— Ну, ладно… Скажи мне… када гонят стадо зимой в плавильню, хто идёт впереди?
— Лошади… опосля — коровы… а сзади — овцы и козы, — ответил Кирш.
— И куды заходят лошади?… — продолжал приставучий дед.
— Идут левой рукой по помосту, потому как направо проход по помосту перекрывают, — восстанавливал в памяти картины зимы Кирш, — заходят сами в ближние жила, в отверстые входа… сначала жеребцы, потом кобылы… кажный знает своё место…
— Ну, а коровы, овцы? — не унимался дед.
— Они идут следом за лошадьми, идут дальше по проходу… заходят в первые свободные жила… потом, за коровами идут бараны с овцами… они такоже проходят дальше за коровами в свободные жила, кажный на своё место… А, быват год, када стадо разрастается и не вмещается в жила первого круга, тада они заходят и во второй круг, в жила, по едино имающемуся проходу… Что, не так, скажешь?! — задорно вопросил Меранга Кирш.
— Почему — не так? Всё — так. Молодец… знаешь… А, как стадо выгоняют? — продолжал пытать Меранг внука.
— Попервости открывают первое жило… выпускают жеребцов… опосля, када из первого кони выйдут, открывают второе и такоже следом дальше… покеда всё стадо не выйдет.
— Вот, правильно, — похвалил дед. — А, вот, ежли бы входы не перекрывались, ежли бы много проходов было, тада стадо могло разбежаться хто куды. Не так ли? А у нас стадо идёт завсегда одним чередом… и на выпас, и с выпаса. Сначатку сильные жеребцы, за ими — кобылы с подросшими жеребятами, опосля быки с коровами, за ими — бараны с козлами, а на послед — овцы с козами. Так и ходят в таком очерёдке. Вот в чём ещё одна мудрость устроения нашего селенья. Понял?
— Да я это и так знал, просто не говорил, решил проверить, знаешь ли ты, … — решил схитрить Кирш.
— Ну, ладно, ладно …, — прекратил свою пытку родного внука Меранг.
*****************************************************************************
Далее Клуб читателей С-Рокова продолжит публикацию "Литейщики бронзового века". В полном варианте раздел "Миры Аркаима" можно прочесть в книге С. Роков "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ .