Сейчас вряд ли уже найдется кто-то из тех, кто был участником тех событий 1944 года. Я услышал этот рассказ от моей бабушки, и до начала 2000 годов он был запрятан в моем подсознании, не разу не выглянув оттуда.
Невысокий холм, густо засаженный облепиховыми кустами, не чем особым не выделялся из других холмов, кроме названия. Называли его "Чеченским кладбищем", и в моем детском понимании было все просто, раз кладбище - должны быть могилы. Но могил не было, ни могильных плит, ни чего что в изобилии присутствовало на поселковом кладбище, расположенном с другой стороны поселка. Кстати на поселковом кладбище хоронили всех не разбирая по национальности, правда мусульман с одной стороны кладбища, а православные крестики и звездочки на памятниках с другой стороны. Но не забора, ни каких то других видимых разграничений между ними не было. Не делились люди между собой в те времена, не в жизни не после смерти.
Так вот, бабушка моя не очень обрадовалась моей просьбе, рассказать о месте под названием чеченское кладбище, но видя что от меня не отмахнуться, все таки поведала мне. Как однажды ранней весной 1944 года, на окраине поселка появились люди, старики, женщины и дети. Многие из них в очень истощенном состоянии, не по погоде одетые, большое количество больных. Бараки, которые им предназначены были для жилья, были старые навесы с соломенной крышей и саманными стенами. Абсолютно не приспособленные для жилья.
В общем разобрали людей по домам, по обычным семьям. Кстати на тот момент большое количество населения поселка составляли, немцы депортированные в начале сороковых и раскулаченные из тридцатых выселенные из России. Коренного населения, казахов, в поселке не было, все были пришлые. И потому, когда я слышу от "горе историков", что чеченский народ благодарен казахам, за то что помогли им выжить, а русских в этот момент иначе как гонителями не называют, я думаю что они не правы. Вспоминаю свою бабушку, и тысячи таких же бабушек и дедушек различных национальностей населяющих Казахстан в те времена. Дружная многонациональная семья братских народов Казахстана, люди которым и в дурном сне не приснилось бы делиться по национальному признаку.
Многие из чеченцев умерли в первые месяцы после прибытия, не перенесли тяжелых условий депортации, много их умерло и в последующие годы. Но с первых дней, старейшинами было принято решение, и хоронили чеченцев в отдельном месте. И когда в конце пятидесятых чеченцам разрешили вернуться домой, они уехали все до одного, и увезли останки тех кто был похоронен на холме.
А название у холма осталось, со временем он зарос кустарниками облепихи.
Я вырос, и на волне национализма начала девяностых, так же как и многие русские, переехал с женой и маленьким сыном в Россию. Мои одноклассники из "ФРГ", как мы называли место в поселке где жили одни немцы, уехали в Германию. Давно уже, на холме чеченского кладбища, не растет облепиха. Застроили холм этнические казахи которых активно завозили из Китая и других стран власти молодой страны Казахстан.
А о чеченцах, чеченском кладбище и о бабушке своей, я вспомнил в начале 2000-х, когда моего сына призвали в армию. После окончания учебки, он был должен продолжить службу в Чечне, там в то время велись боевые действия.
И вдруг меня как громом поразила мысль о том, спасая чеченских женщин и детей от смерти, вряд ли моя бабушка думала о том, что ее правнук может погибнуть от руки чеченца.
Но Господь уберег, сын продолжил службу, после учебки, в той же части. Отслужил и вернулся, внуки у меня растут. Но "чеченский след", в моей памяти проснулся навсегда. Национальный вопрос придумали политики, и войны между народами развязывают они же. Не бывает плохих национальностей и религий, плохих людей везде хватает, но хороших все таки БОЛЬШЕ!
Спасибо Вам за то что заглянули, до новых встреч.