Сеута, испанский эксклав в Северной Африке, пытается содействовать сосуществованию различных религий и этнических групп, используя религиозные фестивали для знакомства и установления контактов.
Историческая эпоха Конвивенсии, которая выступает за мирное сосуществование христиан, мусульман и евреев на Пиренейском полуострове в средние века, служит примером для подражания.
Сеута - это не мультикультурная идиллия.
Исследователь Брайан Кэмпбел описывает Сеуту как город с огромным разрывом между почти одинаково многочисленными мусульманскими и христианскими группами населения.
- С одной стороны, почти без исключения христианский средний и высший класс.
- С другой - высокий уровень безработицы, отсев из школ и нищета среди мусульман.
"Во многих школах исключительно христианские учителя обучают исключительно мусульманских учеников, - говорит Кэмпбелл, -
и только на испанском языке: арабский язык, на котором многие мусульмане говорят дома, не используется ни в школах, ни в администрации".
Тот факт, что многие мусульмане видят себя вдали от равенства возможностей, приводит к разочарованию, а также к критике модели:
"Довольно многие люди рассматривают общие ритуалы просто
как шаг, чтобы отвлечь внимание от того, кто все еще у власти", - говорит этнолог.
В результате напряженность возникает в повседневной жизни, иногда именно вокруг тех праздников, которые должны объединить людей.
"Конечно, в Сеуте также есть религиозные группы, которые отказываются принимать пищу вместе с другими. Мусульмане
также отсутствуют там, как и христиане в других местах".
Исторические параллели применимы лишь в ограниченной степени.
Таким образом, полемика раскрывает стратегии, с помощью которых религиозные общины пытались убедить других в превосходстве их собственной точки зрения.
Хельге Вендт добавляет, что это не имело ничего общего с классическим обращением:
"Рациональный век начался. Даже колониальные предприятия чаще полагаются на убеждения, чем на насильственное обращение."
В религиозных общинах полемика служила ряду целей:
Хельге Вендт в своем анализе работ коренных народов определила еще одну цель:
"Можно сказать то, чего на самом деле не может быть сказано:
Когда кто-то объявляет что-то запрещенное, что противоречит чему-то другому - обычно вышестоящему - тем не менее, правило пропорциональности переносится на другое место.
Так оно и осталось."
Взгляд на полемику, рассмотренную Моникой Коломинас, также открывает взгляд на то, как мусульманские общины позднего средневековья утверждали себя в христианской среде:
Как они соблюдали пять столпов ислама, которые включают в себя пять молитв и пост в Рамадан?
Как они шли на компромисс, где позволяли их религиозные лидеры и молитвенники, и что они делали?
"Полемика укрепляла чувство собственного достоинства, способствовала обмену мнениями и развитию идей"
- говорит Коломинас.
"Способствовала урегулированию споров. И таким образом,
по аналогии с теорией Ниренберга, выполняла своего рода
функцию клапана".
Параллели с сегодняшним днем очевидны. Хотя историк Коломинас указывает, что каждая эпоха отличается.
"Тогда, как и сейчас, люди задаются вопросом, какие стратегии они используют для самоутверждения в среде, которая действует совсем по-другому".
Общее сравнительное исследование форм социальной интеграции.
Брайан Кэмпбелл говорит:
"В прошлом люди постоянно ищут объяснения.
Параллели помогают упорядочить мир.
Наука не может закрыть на это глаза."
Но что же дает обратный взгляд на сегодняшнюю Сеуту исследованию средневековых условий?
Сеута - это живая модель, - говорит Кэмпбелл, - на 20 квадратных километрах каждый день люди спрашивают себя:
Что мы имеем в виду под "конвивенсией"?
Ответ заключается, по крайней мере, в предельной краткости и, как всегда, за несколькими исключениями:
Предполагается, что "Конвивенсия" - это больше, чем просто сосуществование. Единство, а не просто соседство.
Обострение ситуации также повторяется снова и снова.
Таким образом, конвивенсия становится моделью общества, которое создает структуры диалога. Что помогает в случае конфликта в той степени, в какой они могут быть активированы.
Брайан Кэмпбелл надеется, что эта модель может быть перенесена не в другие общества, а в качестве теоретической основы, которую ученые могли бы также рассмотреть в других местах:
"Вопрос не в том, мирный или не мирный статус в стане. А в том, чтобы после конфликта находили решения", - говорит историк.
Это также следует подходу Ниренберга, согласно которому корни каждого общества уходят в насилие, и также в потенциал примирения.
Тем не менее, эпоха Конвивенсии и ее адаптации в Сеуте только условно подходит в качестве модели, потому что условия жизни кардинально отличаются в наше время, и особенно для нашей страны.