За последние несколько лет рост числа компаний, занимающихся микромобильностью, был хорошо задокументирован. Такие компании, как Ofo и Mobike в Китае, а также Citi Bike и Jump Bikes в США, предоставляют потребителям удобные варианты транспортировки на последней миле.*
"Последней милей" в транспорте обозначается некий участок маршрута, начинающийся с точки, из которой человеку нужно добраться либо до места назначения, либо до места, где он может воспользоваться другим видом транспорта.
Все эти компании продолжают привлекать венчурный капитал или приобретаться, демонстрируя как потребительский, так и инвестиционный спрос на транспортные решения последней мили. В 2018 году эта тенденция микро-мобильности была возрождена с появлением арендного электрического скутера (для краткости e-scooter или электросамокат), впервые предложенного компанией Lime and Bird в США. Эти электронные скутеры быстро нашли такое сильное соответствие рынку продуктов, что Bird and Lime стали самыми быстрыми в истории компаниями США, которые достигли оценки в миллиард долларов, причем каждая из них достигла этого рубежа в течение года с момента создания. Тенденция к быстрому масштабированию компаний, занимающихся электроскутерами, в крупные компании продолжилась и в 2019 году, когда Grin and Yellow объявили о слиянии, чтобы сформировать сильнейшего конкурента в области микро-мобильности в Латинской Америке менее чем через год после их основания. (Раскрытие информации: Base10 является инвестором в Grin and Yellow). Более того, другие компании по производству электронных скутеров со всего мира - Skip, Spin, Scoot, PopScoot, Beam, Tier Mobility, Wind Mobility, Voi Technology, Vogo, Dott и Flash - недавно объявили о значительном увеличении капитала. Только в Европе с начала 2018 года появилось пять компаний, занимающихся электроскутерами, которые привлекли более 150 миллионов долларов США.
Тем не менее, негативные заголовки о том, что электронные скутеры заканчивают жизнь в озерах и океанах, перегружают тротуары, крадут, причиняют травмы и испытывают острую конкуренцию, имеют место быть и предполагают возможность того, что электроскутеры не являются лучшим вариантом микро-мобильности. Говорят даже о «скутергеддоне». Несмотря на все положительные новости о финансировании и частое использование потребителями, остается много вопросов о жизнеспособности электрических скутеров как долгосрочного решения для микро-мобильности.
Но действительно ли города хотят иметь электроскутеры или другие решения для микро-мобильности?
Это зависит от того, о каком городе идёт речь. Однако большинство городов согласны с тем, что электроскутеры, электрические велосипеды и велосипеды с педалями, независимо от того, установлены ли они в доке (станции) или без него, являются жизнеспособными решениями, помогающими уменьшить заторы на дорогах, особенно в часы пик, и они в восторге от этого. (Примечание: основано на заявлениях высокопоставленными чиновниками городов Европы и США). Основными проблемами внедрение е-скутеров в транспортную сеть являются безопасность и возможность существующей инфраструктуры городов поддерживать массовый приток этих транспортных средств. Общие вопросы включают в себя «как мы предотвращаем парковку электронных скутеров там, где они нам не нужны?» И «как мы модифицируем наши велосипедные дорожки, чтобы водители электронных скутеров и велосипедисты были в безопасности, а также оставляли достаточно тротуарного пространства для пешеходов?»
Большинство крупных микро-мобильных компаний работают с городами, чтобы решить эти проблемы, включая использование электронных геозон, чтобы запретить водителям ездить в небезопасных зонах или парковаться в местах, где город не хочет, чтобы они парковались (это также может использоваться для предотвращения катания людей по тротуарам), а компании, занимающиеся электроскутерами, требуют, чтобы гонщики были старше 18 лет и имели действительное водительское удостоверение, отсканированное до того, как вы сможете открыть счет.
Кроме того, такие компании, как Remix и Swiftly, которые помогают городам планировать автобусные маршруты и отслеживать их транспортные средства в режиме реального времени, начинают разрабатывать продукты и информационные панели для транспортных служб, чтобы отслеживать и анализировать все микро-транспортные средства на разных платформах, чтобы увидеть, где они находятся, все ли они расположены там, где сломанные и где их использование сосредоточено в любой момент времени. Потребуется время и большая работа над регламентированием безопасности, но этот путь будет пройден, т.к. большинство городов считают, что микромобильные компании приносят больше пользы, чем вреда. Благодаря открытым данным, сотрудничеству и разумному регулированию шансы на то, что города станут более открытыми к этим решениям обязательно вырастут.
Действительно ли людям нравятся электроскутеры и другие решения для микро-мобильности?
Пристыкованные велосипеды, велосипеды без док-станции и электровелосипеды - все это популярные способы транспортировки на последней миле. Однако, если бы вы были в Санта-Монике или Сан-Диего в солнечный день, вы бы увидели, как сотни местных жителей и туристов отправляются на поиск какого-нибудь свободного электроскутера. Данные из Lime, показывающие, как быстро они достигли одного миллиона, а потом и шести миллионов поездок на скутере, проливают некоторый свет на популяность кикшеринга и его удобство для людей.
Кроме того, 30% гонщиков сообщают об использовании электронных скутеров для замены поездок на автомобиле во время их последней поездки, что свидетельствует о положительном влиянии решений для микро-мобильности на снижение заторов.
Источник: Lime public data GRAPHIC
Микро-мобильность и спрос на электронные скутеры также не являются исключительными для США. Как отмечалось выше, Tier Mobility, Wind Mobility, Voi Technology, Dott и Flash - все это европейские стартапы e-scooter, которые недавно собрали более 150 миллионов долларов только за последние несколько месяцев. Одна из причин, по которой им удалось собрать такие большие суммы, связана с успехами Lime и Bird в европейских городах, таких как Париж, Мадрид, Лондон и Вена.
Источник: публичные объявления, Crunchbase, Tracxn, исследование Base10
Что насчёт безопасности?
Последние данные говорят о том, что наблюдается рост числа травм, связанных с электроскутером, но в отчетах также говорится, что большинство из них связано с пренебрежением гонщиками правилами эксплуатации, например, с катанием нескольких гонщиков на одном скутере или с использованием телефона во время езды. Чтобы бороться с этим, компании, занимающиеся электротранспортом, размещают на своем веб-сайте видео по технике безопасности, а также принуждают знакомиться с руководством по безопасности, когда гонщики впервые регистрируются в приложении. Кроме того инструкции по безопасности четко и наглядно наносятся на сами электрические транспортные средства. Частота несчастных случаев, вероятно, снизится, поскольку гонщики станут более осведомлены о безопасном использовании электроскутерами. Нынешняя тенденция связана очевидно с тем, что езда на электротранспорте - пока ещё очень молодое начинание в повседневной жизни людей.
Разве воровство и вандализм не являются большой проблемой для бездоковых решений для микро-мобильности?
Напомним, что "бездоковыми" решениями называются концепции, основанные на свободном, не защищённом замками методе размещения электротранспортных средств в городе.
В настоящее время да. Вандализм и воровство являются побочным продуктом размещения сотен свободно стоящих электросамокатов в крупных городах. Тем не менее, в компаниях, занимающихся микромобильностью, наблюдается снижение краж и вандализма, поскольку они пытаются свести на нет эту проблему. На сегодняшний день успешность разрешения этой проблемы достигается благодаря инновационным усилиям по надзору и предвидению возможных неприятностей. В будущем технологические достижения в области безопасности, включающие в себя такие вещи, как удаленный мониторинг и улучшенные системы блокировки, должны еще больше помочь решить эту проблему.
Может ли кикшеринг быть прибыльными?
Ранняя экономическая модель аренды электросамокатов была непоследовательна и зависела от сезонности, поэтому говорить о выходе на прибыль было сложно. Тем не менее, ранее объявленные технологические инновации некоторых производителей должны помочь снизить себестоимость единицы продукции и увеличить срок полезного использования.
Наиболее важными из этих технологических инноваций являются:
Увеличение срока службы батарей и / или сменных аккумуляторов, что значительно снизит стоимость поездок
Электросамокаты "Sturdier" (укреплённые) с улучшенными материалами, эффективной конструкцией и колесами большего размера, которые увеличивают срок службы э-скутеров в 2 раза и более.
Источник: оценки Base10. Примечание. Эти оценки отражают эксплуатационные расходы в развитых странах .
Операционные расходы должны уменьшиться, и прибыль в расчете на скутер будет расти в развивающихся странах, таких как Латинская Америка и Индия.
С тех пор как в начале 2018 года компания Bird выпустила первые электроскутеры, подавляющее большинство арендных электросамокатов было изготовлено Segway, дочерней компанией китайского производителя оборудования Xiaomi, и InMotion. Тем не менее, электронные скутеры Xiaomi и InMotion изначально не были предназначены для совместного использования, и в этой отрасли они находились почти в дуополии, что удерживало их от значительных затрат на исследования и разработки в области инноваций в области электронных скутеров. Это меняется, поскольку новые участники предлагают улучшенные модели. Эти новые участники должны запустить инновации и конкуренцию среди производителей, которые, как мы надеемся, в результате увеличат срок службы скутера и его экономичность.
Почему Uber и Lyft не доминируют в микро-мобильности?
Они конечно пытаются. Uber купил Jump Bikes и инвестировал в Lime, а недавно, по слухам, вел переговоры о приобретении с Bird, в то время как Lyft купил Citi Bike и уже запустил собственные электронные скутеры, и в настоящее время работает в нескольких городах США. Тем не менее, несмотря на то, что в конечном итоге делают Lyft и Uber, у крупных независимых микромобильных компаний остается возможность использовать свой опыт эксплуатации в качестве преимущества перед конкурентами RideShare, так как муниципальные транспортные органы, вероятно, будут подчеркивать определенные характеристики партнеров по микромобильности, которых они будут выбирать для работы.
Какими характеристиками должен обладать оператор кикшеринга, чтобы быть конкурентоспособным?
- Он должен представлять из себя надежную альтернативу транспорта последней мили и быть способным работает во многих городах в разных регионах (быть тиражируемым).
- Он должен владеть уникальным опытом эксплуатации сложных электроскутеров или бездоковых велосипедных сетей, где он учится повышать безопасность и эффективность в режиме реального времени (что-то, что Uber или Lyft могут воспроизвести только с необходимым опытом).
- У него должны быть предварительные договорённости с регулирующими органами.
Тем не менее, даже если крупные независимые микромобильные компании обладают этими характеристиками, безусловно, существует веский аргумент в пользу того, что конечная цель для всех независимых игроков в области микромобильности состоит в том, чтобы объединиться и / или вступить в партнерские отношения с компаниями Ridehare или рисковать потерять значительную долю рынка. Идея о том, что потребитель сможет открыть свое приложение Uber или Lyft и сравнить время и стоимость поездки с поездкой на автомобиле Uber, поездкой на Jump Bike или поездкой на электронном скутере с помощью одного приложения, является очень мощной идеей.
Перспективы кикшеринга и микро-мобильности
«Следующим этапом микро-мобильности является удовлетворение локализованных потребностей массового потребителя с помощью новых услуг, таких как платежи и доставка еды», - сказал Ханс Тунг, управляющий партнер GGV Capital, инвестор в Grow, Grab, Lime, Hello Chuxing, и Диди, которая видела эту стратегию разворачиваемой по всему миру.
Микромобильные компании, такие как Grin и Yellow, в странах, где нет банков или их недостаточно, предлагают удобные цифровые кошельки и функции цифровых платежей. Эти компании позволят клиентам приобретать кредиты на поездку наличными, обычно со скидкой, а затем позволяют им использовать эти кредиты на поездку для других покупок и платежей, таких как счета за коммунальные услуги, магазины и рестораны, а также для денежных переводов между друзьями. Как и в прошлых примерах, вполне возможно, что победители войн в сфере микромобильности в странах со слабоплатежеспособным населением получат возможность построить крупный финансовый бизнес поверх своего бизнеса в области микромобильности.
Было несколько примеров популярных потребительских платформ в аналогичных регионах, которые создали платежные платформы и были невероятно успешными. Двумя яркими примерами являются Alipay, который был инкубирован Alibaba, и GrabPay, который был инкубирован Grab. GrabPay стал огромным катализатором для компании Grab из Азии, которую недавно приобрела Toyota за 1 млрд долларов при оценке в 10 млрд долларов. Соучредитель Grab, Хои Лин Тан, заявила в июне, что она ожидает, что GrabPay в конечном итоге принесет 20-кратный доход за Grab, который делает rideshare. Активно задействованная и частая пользовательская база ведущих компаний, занимающихся микромобильностью, обладает огромным потенциалом для появления платежных решений на этих платформах.
В заключение, независимо от того, на какую сторону перспектив микро-мобильности вы склоняетесь, данные указывают на то, что обществу нужна жизнеспособная альтернатива последней мили существующим вариантам транспорта, которые перегружают и загрязняют самые густонаселенные города мира. Время покажет, окажется ли лучшая альтернатива последней мили в конечном итоге электроскутерами и электровелосипедами без станций или каким-либо новым видом транспорта, который еще не вышел на улицы.