История, текущая практика и перспективные планы американского военно-политического руководства по развертыванию войск и сил в Восточной Европе говорят о стремлениях к наращиванию масштабов и интенсивности учебно-боевой деятельности (см. части первую, вторую и третью). Имеется в виду выход на некий новый качественный уровень в середине или конце следующего десятилетия.
Такой подход предполагает не только «тренировки бюрократии» союзных государств, но и выстраивание реальных партнерских связей в логистике и других видах обеспечения, требует существенного уровня оперативного взаимодействия с избранным кругом союзников. Происходит переоценка располагаемых потенциалов в Европе. Если на верховном политическом уровне «коллективного Запада» все идет очень жестко и с шараханиями, то взаимоотношения между вооруженными силами внутри НАТО развиваются в весьма дипломатичной манере.
Однако усиление доминирующей роли американской военной машины в Североатлантическом альянсе идет по нарастающей. Еще прошлогоднее коалиционное учение в Норвегии и прилегающих акваториях Северного моря «Трайдент джанкчер» было спланировано в НАТО и проводилось под командованием натовского главкомата в Неаполе. Однако на 2020 год США берут на себя управление ключевыми военно-стратегическими темами в союзной им Европе. Формальности под эгидой Североатлантического альянса сводятся к минимуму, робкие зачатки европейской военной политики рассматриваются Вашингтоном без особого пиетета.
Состоится ли возрождение американо-германского альянса?
Тестирование логистических решений уровня и масштаба «Дефендер-20», требует деятельного участия Германии и ее вооруженных сил. Если во времена «Рефорджер» именно на территории ФРГ размещались постоянные и прибывающие воинские контингенты союзников по НАТО плюс 12 дивизий собственного Бундесвера, то теперь Германия становится огромным хабом мультимодальных перевозок военного назначения. По крайней мере, такой вариант тестируется с обоюдным энтузиазмом
Многие наблюдатели говорят о начавшемся восстановлении прежней доверительности в отношениях между вооруженными силами США и Германии. Считается, что по времени это совпало со вступлением на пост министра обороны в Берлине Аннегрет Крамп-Карренбауэр, нового председателя правящего Христианско-демократического союза.
Прежние разговоры о масштабном переносе союзной военной инфраструктуры с германской территории в Польшу оценивают теперь как эмоциональную риторику, выходящую за пределы мэйнстрима актуальной американской военной политики. Считается, что на перспективу «Дефендер» не постигнет судьба совместных американо-южнокорейских войсковых учений, отмененных волевым решением президента Дональда Трампа. Посетивший Берлин по случаю празднования 30-летия падения Берлинской стены госсекретарь США Майк Помпео и лидеры Германии, публично всячески расшаркиваясь, заверяли друг друга в нерушимости союзнических связей.
Вскоре после объявления о масштабах европейской части «Дефендер-20» главкомами сухопутных войск США и Германии генералом Джеймсом МакКонвиллом и генерал-лейтенантом Йоргом Фольмером было подписано стратегическое соглашение, направленное на углубление интероперабельности (функциональной совместимости) армейских контингентов на период до 2027 года. После чего представителями американской стороны стал делаться акцент на том, что «Дефендер» - это в первую очередь учение по теме интероперабельности и способности к коалиционным действиям.
В экспертных кругах также обращают внимание на то, что в прошлогоднем «Трайдент джанкчер» - одном из крупнейших учений по переброске контингентов сухопутных войск с привлечением около 40 тысяч военнослужащих и 10 тысяч единиц армейской техники — ключевую роль играл Бундесвер, составивший основу армейского контингента участников маневров. На Германию же легла тогда и значительная логистическая нагрузка.
Кого еще берут в американскую команду?
Франция с настороженностью относится к нынешнему американо-германскому сближению. Париж во многих последних действиях Германии видит отход от прежней совместной линии на дальнейшее военно-политическое сближение под эгидой Европейского союза. Понимая, что, по словам президента Эмvанюэля Макрона, «мозг НАТО умер», Париж все же не считает единственно возможным вариантом коллективной обороны в Европе интеграцию на американских условиях. Собственно, с берегов Сены российская военная угроза не сильно просматривается.
Однако претензии Парижа на роль единоличного лидера в коллективных военно-политических проектах в Европе начали раздражать уже не только восточноевропейских лидеров, но и ту же Германию. Берлин стал охладевать к темам совместного производства перспективных систем вооружения и почти готов заменить свои устаревшие «Торнадо» на F/А-18 (в версии «Супер хорнет») от «Боинга», а не на изделия из-под крыла проектов с французским лидерством. Появились разговоры о том, что во властных структурах Германии готовы поддержать стремление отечественных промышленных кругов не допустить перехода германских танкостроительных мощностей под контроль французских структур. В то же время в Берлине все более привлекательной выглядит идея разработки «Рейнметаллом» перспективной танковой пушки в том числе и для американских «Абрамсов», и здесь места для французского участия не просматривается.
В промежуточном итоге Франция выглядит переигранной Соединенными Штатами и сдвинутой ими на обочину, что называется — outplayed. Вероятно, на ближайшую перспективу Париж в коллективных войсковых мероприятиях в Европе ограничится периодическим присутствием своего маленького армейского контингента в одном из многонациональных батальонов в Прибалтике.
Претензии Польши на лидерство в кругу восточноевропейских государств и на роль ведущего союзника США в континентальной Европе пока выглядят завышенными. Однако готовность Варшавы играть по американским правилам и модернизировать свои вооруженные силы по стандартам, совместимым с американскими, все же оставляют шансы на нерядовые места в общем строю. Остается только успешно пройти экзамены в ходе «Дефендер-20» и реально вложиться в перевооружение.
Великобритания была и остается главным военно-политическим партнером США по эту сторону Атлантики. В свете «брекзита» и идеи «глобальной Британии» Лондон готов к локальному военно-политическому лидерству в Прибалтике. Ротируя свой контингент в Эстонии по американской модели и организуя здесь достаточно масштабные коалиционные учения, британская армия фактически снимает с США часть нагрузки в проекте сдерживания России. Однако вероятность скатывания Лондона до уровня второразрядного геополитического актора, как спрогнозировал уходящий глава Евросовета Дональд Туск, весьма высока.
* * *
Нынешняя активность в военно-политических процессах в Европе, как видим, задает мощный тренд на ремилитаризацию. Пока эта тенденция только в самом начале. А там — как пойдет…