Федеральное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства обнародовало индекс качества городской среды в России. В этом своде информации и нам, людям, увлеченным местной историей, есть над чем поразмыслить.
Три года ждали
Грандиозный проект был начат в 2016 году. За время его подготовки изучено свыше 150 международных систем оценок. В итоге взяли 200 критериев, подходящих именно к российским городам. Но теперь уже
международные специалисты могут обращаться за помощью к нам. Впервые в мире индекс качества городской среды посчитан в масштабах целой страны. Особенно впечатляет, если учесть эти масштабы.
Всего индекс составлен для 1 114 населенных пунктов России. От Калининграда до Магадана. Все города разделены по 10 группам для корректного составления шкалы оценки.
Суть индекса очень просто разъяснил министр строительства Владимир Якушев:
— Методика включает 36 индикаторов. Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале. Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Города могли набрать максимум
360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной.
Наше место
Самара набрала 163 балла. Это девятое место среди 15 крупнейших городов России. Лидирует Москва с 276 баллами. Наши соседи — вечные соперники, Нижний Новгород и Казань, — по 190, Уфа — 179. Более скромный по размеру Саратов — 196 баллов, и даже Ульяновск — 177.
Только улично-дорожная сеть в Самаре условно благоприятна, все остальное — увы — имеет негативную оценку. И хуже всего дело обстоит с вещью, названной чиновничьим языком «Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства». А это, вместе с частью жилого фонда, и есть наше культурное и архитектурное наследие.
Как объяснить наше скромное место и низкий индекс? Огромным клубком долго копившихся городских проблем. Даже изменения, начавшиеся перед Чемпионатом мира по футболу и продолжающиеся сегодня, пока не оказывают решающего влияния на общую оценку.
Впрочем, хорошая на общем фоне оценка уличной сети связана, скорее всего, именно с огромным объемом дорожных работ в Самаре. И в этой бросающейся в глаза разнице заключен наш потенциал.
Потенциал проблем
— Индекс — это инструмент мониторинга состояния города, он и не является рейтингом. Оценка индекса — это руководство к действию, по ней видно, какими территориями и какими проблемами в городе необходимо заниматься, — пояснил вице-премьер Правительства России Виталий Мутко.
Количественные показатели уже определены.
— К 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса — составить не менее 212 баллов. Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет, — сообщил министр Якушев.
Сейчас у нас 163 балла, а надо минимум 212… 50 пунктов роста! Всего за пятилетку. Как и за счет каких ресурсов Самара сможет совершить такой рывок? Серьезный вопрос. И, конечно, единственно верного ответа тут и быть не может. Но есть мнение, что именно активное включение в гонку самарского культурного наследия даст нам нужные 50 оттенков уникальности и 50 пунктов роста индекса.
Особенно пригодится в этом деле проект исторического поселения. Именно этот статус и все, что к нему прилагается финансового и физического, станет драйвером развития городской среды. Потому что — будем честны сами с собой — за пять лет мы вряд ли добьемся больших успехов в озеленении: у нас пока еще город «автомобильного сознания». Вряд ли будет рывок в части жилого фонда. Девелоперы выжимают из территории все, увы, за счет качества городской среды. Такие районы, как бетонные джунгли в Постниковом овраге, комфортными никак не назовешь.
А качественное и масштабное восстановление исторической среды на базе проекта исторического поселения сразу же даст мультипликативный эффект в нескольких направлениях. Общественно-деловая и культурно-социальная инфраструктура, кстати, считаются в индексе, кроме всего прочего, плотностью памятников, их состоянием и использованием.
Запустим проект исторического поселения с максимальным размахом и без девелоперских кукишей в карманах — получим к 2024 году хороший прирост в индексе. Отставание — это ведь тоже потенциал. Представьте себе, насколько сложнее будет казанцам сделать рывок, когда у них и так все хорошо… А
Самаре есть к чему стремиться, и задачи, которые надо решать на уровне основ работы, просты и понятны.
Один из возможных потенциалов роста — это приведение в порядок очевидных городских несуразностей. Всех этих придуманных в свое время приезжими специалистами пандусов, которыми невозможно пользоваться, и массивных ограждений без смысла и пощады.
Если мы хотим, чтобы город начал развиваться, нужно создать действительно современные, прорывные общественные, культурные и всякие другие пространства. Подходить комплексно. Как к озеру Кабан в той
же Казани. А не выкладывать вокруг люков плитку с криво обколотыми краями.
Появление действительно современных проектов, смелых и оригинальных, — это, конечно, символический элемент. Но для Самары он важен хотя бы потому, что формирует самоощущение жителей, их отношение. Открытые конкурсы и большие проекты сильно стимулируют развитие городов. Пора начинать.
Оценку нам уже выставили. Не самую лучшую. Результаты глобального мониторинга заставляют задуматься. Есть надежда, что задумаются об этом не только мэрия и правительство области, но и все, кто заинтересован в качестве жизни в родном городе.
Конечно, историческое поселение — это не единственный путь наверх для Самары. Но этот путь очевиден. Если кто-то видит другие дороги, то сейчас самое время их обсуждать.