Найти тему
Моя Кубань

КАМЕНЬ - БЕТОН - БРОНЗА: БИОГРАФИЯ ГОРОДА в СКУЛЬПТУРЕ

Наблюдая современный Краснодар, мы стали свидетелями больших изменений в его городской среде, в том числе в области скульптуры. Что эти изменения сообщают нам?

Уличная скульптура отражает мышление современников, как книги, музыка и мода.

В нашей стране скульптура долгие годы была по большей части мемориальная и возвеличивающая.

Краснодар располагает большой коллекцией классической советской скульптуры - памятники Ленину и партийным деятелям, мемориалы погибшим в Гражданскую войну красноармейцам, воинам Великой Отечественной войны и жертвам фашизма, памятники идеям - Родина мать, Человек-созидатель, Женщина-Аврора.

ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Кинотеатр_Аврора.jpg
ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Кинотеатр_Аврора.jpg

На тему краснодарских памятников Ленину можно написать книгу.

Не меньше двух десятков сидящего и стоящего вождя революции, а также его бюстов до сих пор сохранены в рядом с учебными заведениями и предприятиями города.

Если организовать экскурсии по этим скульптурным отголоскам эпохи, то можно заметить, что изображенные персонажи между собой не похожи.

У них разные пропорции тела, форма черепа, носа, разные брови, глаза и скулы. Каждый художник видел вождя по-своему.

Два из сохранившихся краснодарских Ленина наиболее известны. Один стоит в сквере на улице Вишняковой.

Он отлит из бетона в 1925 году (автор - краснодарский скульптор Константин Дитрих).

Появился этот Ленин через год после смерти политика и входит в число наиболее ранних в своём роде.

Но работа запоминается не столько фигурой, сколько сложносочиненным постаментом: нижняя часть - обломки самовластья», верхняя - многофигурный барельеф.

На барельефе изображены рабочие со знаменем, а вместе с ними - яркая, самобытная для Краснодара деталь - казаки.

Второй Ленин, которым гордится город, - бронзовая фигура на высоком гранитном постаменте.

Она была изготовлена в 1956 году именитым скульптором из Баку Пинхосом Cабсаем.

Бронзовые скульптуры в советское время устанавливали в особых случаях, основная часть памятников, как правило, выполнялась из гранита, мраморной крошки, гипса и бетона (часто их покрывали сверху позолотой или серебрянкой).

Поэтому Ленин из бронзы в полный рост был для нашего города достижением.

Этот памятник встал на высоком постаменте перед зданием краевого комитета КПСС (сейчас там находится Законодательное собрание Краснодарского края), правда, через полвека, в 2006 году. он поменял прописку на небольшую площадь перед Домом культуры железнодорожников.

Как принималось решение об изготовлении этой скульптуры, кто пригласил автора из далёкого Баку, я рассказать не могу, но известно, что главный краснодарский Ленин был специально заказан для города.

А вот про грандиозный алюминиевый бюст Карла Маркса так сказать нельзя. Он был сооружён по проекту известного московского архитектора и скульптора Льва Мисожникова в 1966 году.

В нашем городе выразительная двухметровая голова Маркса оказалась по недоразумению; завод-изготовитель отправил груз вместо Красноярска в Краснодар Краснодарцам оказалось проще установить философа на Ейском шоссе, сделав постамент и благоустроив окружающую территорию, чем хлопотать о пересылке негабаритного груза в Сибирь.

Ленин и Маркс - персонажи распространённые, но почти 15-метровая Аврора из листовой нержавеющей стали (автор - краснодарский скульптор Иван Шмагун) - стопроцентное краснодарское ноу-хау.

В самой высокой точке города, на бывшем скифском кургане и в месте, где заканчивается главная улица Красная, Краснодар украшает колоссальная женщина-комсомолка в шинели и с винтовкой за плечом.

В поднятой руке она держит звезду - символ светлого будущего. Позади Авроры — фасад из стекла и бетона, впереди - фонтанный комплекс.

Богиня утренней зари и революции была установлена в 1967 году рядом с одним из самых известных зданий города - кинотеатром «Аврора».

Этот комплекс здание-памятник-фонтан краснодарцы называют одной из главных достопримечательностей города.

Он появился благодаря тому, что в 60-70-х годах прошлого века советская культура переживала бурное развитие и поиск новейших форм.

Архитекторы строили здания упрощённых очертаний на железных конструкциях.

Скульпторы создавали работы, стилизованные в сторону обобщённой декоративности, предпочитая крупную форму (упомянутый Карл Маркс был создан на этой же волне).

Отливать такие пещи из бронзы было нецелесообразно, поэтому применялся метод холодной ковки по металлу. Именно таким способом была выполнена Аврора, но бетон в скульптуре остался, причём не просто остался, в СССР началось шествие монументальной скульптуры из армированного бетона.

Громкие проекты тех лет Мамаев курган, Хатынь, Новороссийск.

При этом бетон перестали «гримировать под металл и открыли взгляду: авторы, напротив, подчёркивали чистоту и брутальность того материала.

Как пример: в 1967 году напротив Краснодарской ТЭЦ вырос бетонный памятник «Человеку-созидателю» (автор - краснодарский скульптор Олег Коломойцев).

Исполинская 20-метровая фигура кузнеца, опирающегося руками на огромный молот, была изготовлена методом сухой набивки прямо на месте.

Жители южного города почему-то не поверили в пафос произведения, прославляющего тяжёлый физический труд, и окрестили молотобойца Фантомасом - по имени загадочного персонажа из французской киноленты, собиравшей в те годы полные залы.

В 1960-х появилось искусство при здании - декоративные композиции на крупных современных строениях: мозаики, скульптурные панно.

В интерьере Краснодарского Дома книги, например, в 1977 году были размещены гипсовые барельефы, изображающие историю письменности (автор - краснодарский скульптор Александр Аполлонов).

Но в целом не идеологические исключения в советской скульптуре встречались редко. Что тут ещё вспомнить? В краснодарском сквере Дружбы народов (ранее детский сквер имени Свердлова) с 1947 года посреди фонтанного бассейна на своём островке стояла любовь всей краснодарской детворы - «Индийский мальчик на слоне» (автор - краснодарский скульптор Михаил Ружейников).

ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Индийский_мальчик_на_слоне_в_Краснодаре.jpg
ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Индийский_мальчик_на_слоне_в_Краснодаре.jpg

Эта работа (впрочем, тоже не лишённая «правильного» содержания на тему дружеских отношений СССР и Индии) была сделана из бетона и раскрашена яркими красками. Через 60 лет, даже после неоднократных реставраций, она начала разрушаться.

Но горожане не дали ей пропасть, и в 2015 году в сквере была установлена копия произведения, выполненная уже из алюминиевого сплава, окрашенного разными цветами.

Правда, «Слона» из фонтана переселили под деревья и вознесли на высоту ленинских памятников.

Наверное, это было сделано, чтобы дети на него не забирались, однако душевная, добрая скульптура вполне могла быть поближе к зрителям. Иногда мне хочется, чтобы однажды ночью «Мальчик на слоне» и шагающий чуть ли не по брусчатке этого же сквера бронзовый историк Фёдор Щербина поменялись постаментами.

tourprom.ru/country/russia/krasnodar/attraction/skuljpturnaya-kompozitsiya-zaporozhskie-kazaki-pishut-pisjmo-turetskomu-sultanu/photos-skuljpturnaya-kompozitsiya-zaporozhskie-kazaki-pishut-pisjmo-turetskomu-sultanu/
tourprom.ru/country/russia/krasnodar/attraction/skuljpturnaya-kompozitsiya-zaporozhskie-kazaki-pishut-pisjmo-turetskomu-sultanu/photos-skuljpturnaya-kompozitsiya-zaporozhskie-kazaki-pishut-pisjmo-turetskomu-sultanu/

Из советской скульптуры, лишённой официоза, в городе были ещё небольшие парковые работы. В парке имени Горького (сейчас Городской сад) в советские годы работал фонтан с симпатичными амурами, отдавая дань классической садовой скульптуре.

Я его застала в девяностые: несмотря на разрушения и отсутствие воды (а может быть, в том числе благодаря им) он создавал очень лирическое состояние.

При советской власти ставилось немало скульптур, продолжающих античные традиции. Девушки с веслом, спортсмены, различные деятели в позах греческих богов — все они утверждали идею совершенного советского человека.

В таком стиле решён, например, памятник «ночной ведьме» — командиру женского лётного полка времён Великой Отечественной войны Евдокии Бершанской (1988 год, автор — Александр Аполлонов).

Это камерная вещь, размером полторы натуры, она хорошо вписана в аккуратную площадь перед краснодарским аэропортом. Поза, пропорции, настроение персонажа выдают её античную сущность: памятник не столько прославляет героиню войны, сколько утверждает вечный канон женской красоты.

Прохожие прилетают, улетают, бегут мимо, а Евдокия Бершанская стоит среди них, словно греческая нимфа в лётном Шлеме.

продолжение следует...