Московский метрополитен ежедневно перевозит миллионы пассажиров. Люди едут по своим делам: кто на работу, кто домой, кто в гости, а кто и по магазинам. Станции метро, особенно старые, отличаются друг от друга. Некоторые из них являются шедеврами архитектуры, в них легко можно встретить группы иностранных туристов с их гидами, которые будут рассказывать о истории строительства и архитектурных особенностях.
Сегодня я расскажу о станции метро "Площадь Революции". Находится она на Арбато-Покровской линии Московского Метрополитена.
Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе строительства второй очереди Московского Метрополитена. "Площадь Революции" - станция глубокого заложения. При её строительстве применён «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная, чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между более коротким центральным залом и боковыми залами восемь пар пилонов и девять пар проходов между ними.
Путешествие на станцию начинается с Восточного вестибюля. Он поражает своими размерами. Что лично мне нравится в оформлении, так это использование натуральных, благородных, материалов в облицовки помещения. Создаётся впечатление, что пассажир попадает не на обычную остановку общественного транспорта, а во дворец! Увы, современные московские станции не могут похвастаться таким величием.
На стене вестибюля расположено изображение щита с серпом и молотом в окружении красных знамён. Панно выполнено в стиле Флорентийской мозайки. По бокам от знамён - цитаты гимна СССР.
А теперь спускаемся по эскалатору в недра станции...
Главным архитектором проекта станции выступил Алексей Душкин. Изначально он хотел использовать ложные архивольты, значительно превышающие по ширине реальные объёмы арочных проёмов и разрезающие опорные столбы. Облегчить конструкцию станции могли декоративные нервюры, вычерчивающие на сводах арки почти готических форм, и высокие рельефы на углах пилонов, но скульптор Матвей Манизер настоял на том, чтобы там установили полноценные объёмные скульптуры — поэтому архивольты были значительно заужены и заглублены.
Для облицовки цокольной части станции использовали армянский мраморовидный известняк давалу. Известняк был чёрный, с золотыми прожилками, что позволило превратилась весь цоколь в огромный постамент. Арки выполнены из тёмно-красного мраморовидного известняка шроша. Они служат "тяжёлыми" рамами для бронзовых скульптур.
При облицовке пола станционного зала, архитектор использовал чередование тёмно-серого жежелевского гранита и чёрного габбро. Сами платформы отделаны жежелевским гранитом и лабрадоритом.
В торцах путевых платформ установлены лавочки из дуба. Над ними устроены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса. Добывали такой редкий материал в Армении, на месторождении Агамзалу. Как Вы можете видеть, довольно большое количество строительных материалов было доставлено в Москву с бывшей Советской Республики Армении.
Для освещения станции, под потолком используются люстры. Они расположены в два ряда и напоминают летающие тарелки.
Главным украшением станции являются 76 бронзовых скульптур. Они были изготовлены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М. Г. Манизера (А. И. Денисов, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, А. А. Дивин, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский).
По замыслу архитектора, на станции построено 20 арок. В каждой из этих арок установлено по 4 скульптуры. Они представляют собой галерею образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь СССР, её славное прошлое и прекрасное будущее,
Изначально, фигур было 80, но при реконструкции станции в 1947 году 4 скульптуры было решено убрать, а две арки заложить кирпичом.
Примечательный факт:
- Ходит поверье, что если потереть нос у собаки, то будет сопутствовать удача.
- На стенах платформ закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» — это старейшие сохранившиеся указатели в Московском Метро.
Ещё больше фото статуй можно увидеть тут.