Найти в Дзене

Беглецы по собственной воле. Обсуждаем истории добровольного исчезновения людей с психологом Николаем Олейниковым

Оглавление

Данные специальных расследований свидетельствуют, что ежегодно около 100 тысяч людей бесследно исчезают. Из них 30 тысяч по собственной воле. Что толкает беглецов на такие непредсказуемые поступки, какие побуждения могут заставить человека "растворится" , уйти из привычной среды, обжитого мира в никуда?

Таких причин очень много. Даже для таких людей появился научный термин "синдром человека-волка". Это когда человек уходит жить в лес и живет как животное.

Сегодня Пельмень коснется и обсудит с психологом Николаем Олейником только три распространенных причин бегства от собственной устоявшейся жизни.

Кадр из фильма: человек невидимка 1933 года. Коллаж Пельмень.
Кадр из фильма: человек невидимка 1933 года. Коллаж Пельмень.

История 1. Не умел он торговать...

Летом 1873 года 19-летний Артюр Рембо, считающийся ныне классиком французской поэзии, написал свое последнее стихотворение. По­сле этого ему было суждено прожить еще 18 лет — половину жизни! — но он не сочинил больше ни строчки.

Он оборвал все свои связи в Париже и бе­жал из Франции в Бельгию. Пути его странствий пролегли по всей тогдашней Европе. К 1880 году он добрался до Кипра, а в конце года осел в Эфиопии (тогда Абиссинии) и прожил там, занимаясь торгов­лей, почти до конца жизни. Никто из его деловых компаньонов не имел понятия о его прошлом, не до­гадывался, что перед ними великий поэт. Его поэти­ческие сборники вышли во франции усилиями дру­зей еще при его жизни.

«...Пускай околевает все сущее. Вот настоящий поход. Вперед, в дорогу!» - писал он незадолго до исчезновения, как бы предчувствуя свое будущее. Поэт Рембо исчез. Он не переменил имени, но пе­ременил себя. Рембо-торговец был совсем другим человеком, чем Рембо-поэт. Он прижился в экзоти­ческом для европейца мире, стал там своим.

Он настолько убежал от себя - гениального поэта, что изменился и стиль его письма, он стал безграмотным и протокольно-сухим. А когда он перед уходом в мир иной вернулся во Францию, не легендарным поэтом, а неудачливым комерсантом, то даже родная мать отказалась с ним простится.

Комментарий психолога Николая ОЛЕЙНИКОВА: — Перед нами история человека, решившего уйти... от самого себя, полностью изменить свою жизнь, свое окружение. В основе таких исчезнове­ний лежит социально-философский подтекст. Ис­следователи, пытающиеся разгадать причину столь странных поступков, часто затрудняются поставить точный диагноз. Владеет ли беглецом жажда пере­воплощения, внутреннее актерство или им движет отрицание прожитого до этого отрезка жизни, же­лание начать все сначала? Или, как у Льва Толстого, ушедшего из Ясной Поляны, стремление жить в полном соответствии со своими новыми убеждени­ями? Или это протест против тех или иных форм ци­вилизации, разрыв с обществом? Подобные «ду­ховные» исчезновения оставляют потомкам пищу для бесконечных догадок и предположений.

История 2. Откройте интерпол

В апреле нынешнего года в столице Аргентины Буэнос-Айресе в номере «люкс» роскошного отеля «Кайзер парк» был арестован 30-летний немец Томас Драх, разыскиваемый Интерполом за похищение своего соотечественника.

Врываясь к нему в номер ранним утром, когда Драх еще спал, аргентинские полицейские не были до конца уверены, что это тот, кто им нужен: человек, остановившийся в «Кайзер парке», носил бороду и по документам являлся английским под­данным. Уловка, к которой прибегли полицей­ские, чтобы доказать, что Энтони Аэйлор исчезнувший Томас Драх, была примитивна. Полицей­ские потребовали, чтобы он спустился с ними в холл отеля и показал содержимое абонируемого им гостиничного сейфа. Драх согласился. В сейфе лежал его английский паспорт и 30 тысяч долла­ров. Полицейские пересчитали деньги, и тут один из них воскликнул по-немецки: «Так! Тут всего 10 тысяч!»

Разволновавшийся Драх решил, что ребя­та из полиции хотят «облегчить» его на 20 тысяч долларов, и воскликнул также на немецком: «Ка­кие десять, вы что! Здесь же тридцать!» И чистей­ший немецкий выдал Драха с головой.

Психолог Николай ОЛЕЙНИКОВ: Случай Драха абсолютно типичный для его мира. Такие люди живут одним днем и рассчитаны на внесоциальное сосуществование. Подобные люди довольно легко меняют свои «шкуры».

Вот только в этот раз не перемены внешности, ни левые документы не помогли человеку избежать правосудия.

История 3. Дружба народов.

Сергей М. и Фатима В. полюбили друг в друга с первого взгляда. В техникуме, где они учились, их посадили за одну парту. Они ре­шили и дальше пойти по жизни вместе. Но, когда они достигли возраста, позволяющего официаль­но оформить отношения, выяснилось, что им это не удастся ни в коем случае. Дело происходило в одной из кавказских мусульманских республик, и, хотя еще были советские времена и кругом цвела «дружба народов», речи о том, чтобы им соединиться, просто не могло быть.

И тогда Сергей с Фатимой бежали! Закончили техникум и, сев на поезд, отправились в Сибирь.

Никому, ни единому человеку из своего окруже­ния, ни друзьям, ни родным, ничего не сказав. Был объявлен всесоюзный розыск.

При помощи всяких,ухищрений влюбленным удалось достать документы на чужие имена, устро­иться на работу. У них родилось трое детей, двое старших пошли в школу. И только тогда, когда они находились в бегах уже второй десяток лет, их не­удержимо потянуло домой, в родные места. Все рассказав детям, они вернулись. К их счастью, за те десять лет с лишним, что их не было, вражда родителей Фатимы по отношению к Сер­гею улеглись, и двое по-прежнему любящих друг друга людей смогли жить, ни от кого не прячась.

Психолог Николай ОЛЕЙНИКОВ: Это нормальный случай исчезновения из-за любви, причем в самом его благородном виде. Ведь бывает наоборот: из-за любви бросают прежнюю жену, детей, ломая им жизнь, убегая от своей лично­сти. Здесь же бегство ради утверждения своего «я», бегство не от себя, а к себе. Этот случай можно на­звать триумфом личности. И вместе с тем он же очень хорошо показывает, что счастье не может быть полным, если между прежней и новой, завоеванной бегством, жизнью непреодолимая пропасть.

Рассуждал наш рассудительный пельмешек НИКОЛАЙ НИЧИПОР