Найти тему
ABW

Три девушки и Греция. Большое путешествие

Оглавление

Этой осенью белорусов потянуло поделиться историями, как они ездили на большие расстояния. Сперва мы опубликовали рассказ о таком путешествии на Балканы, потом - о храбром семейном вояже из Минска во Владивосток.

Теперь настала очередь путевым заметкам нашего читателя Дениса. Вместе с женой и компанией он проехал семь тысяч километров до Греции на Toyota Prius. Как и почему? Слово автору.

Фразу про гибрид воспринял как вызов

- Мы с женой любим путешествовать. И предпочитаем это делать на автомобиле и в компании друзей.

За машинами всегда ухаживаю и слежу, поэтому страха поломки в дороге никогда не было. Самое первое путешествие состоялось на Nissan Primera 2.0i 1991 г.в. в Крым, с посещением Ай-Петри и пересечением Крымского каньона. Затем были Одесса на Passat B3 1.6 TD 1989 года (на одном баке + 5 литров туда-обратно), Сочи на Opel Astra 2.0TD 1999 г.в. (весь путь 5000 километров), Питер на Saab 9-5 2.0t 2002 года. А еще Москва, Киев, Варшава, Вильнюс, Питер и Львов по несколько раз, даже уже и не вспомню, куда на какой машине ездил. Ах да, еще аренда праворульного Nissan Note на Кипре!

Когда рядом все посмотрели, захотелось рвануть куда подальше. Благо этому способствовали покупка нового автомобиля Toyota Prius 2008 года выпуска из США и смена места работы. Теперь я мог себе позволить полноценный двухнедельный отпуск, не отвлекаясь на дела.

Выбор маршрута был неслучайным: уже давно знал о существовании замечательной трассы Трансфагараш и хотел ее посетить, окунуться в античность и восхититься балканским колоритом, который увидел в фильмах Кустурицы.

И когда мы начали думать о следующем отпуске, родилась идея рвануть в Грецию на машине, желательно в компании друзей и на нескольких авто. Многие из моего окружения отказались составить нам компанию. Возможно, решили, что идея бредовая.

В какой-то момент даже у меня возникли сомнения в реальности и целесообразности такого путешествия. Поэтому я начал искать статьи, кто таким способом ездил в Грецию. Наткнулся на два материала на вашем сайте: в одном семья съездила в Грецию на Citroёn Evasion, во втором - на Land Cruiser 100. В комментариях ко второй статье прочитал фразу: "У вас на вашем гибриде получится еще дешевле. Дерзайте". Приняв это как вызов, окончательно решили ехать.

В это время дали согласие разделить со мной и женой путь только две девушки. Хм-м-м… Я и три девушки - в Грецию.

Сделал две банковские карты - в этом было наше спасение

Сразу решили, что спешить в Грецию и из нее не будем, а посмотрим и посетим все интересное по пути. На пляжный отдых выделим только 3-4 дня из 14-дневного путешествия.

После изучения карты и статей был составлен маршрут: Минск - Люблин - Кошице - Будапешт - Белград - Приштина - Скопье - Салоники - Афины - Кефалония - Корфу - Метеоры - София - Бухарест - Мукачево - Львов - Минск. По грубым подсчетам должно было получиться 7000 километров.

-2

Следовательно, нужно было подготовить автомобиль. На двух СТО посмотрел подвеску (беспокоило легкое поскрипывание в районе левого переднего колеса на "спящих полицейских", но причину так и не выяснили). Проверил все жидкости.

Масло в Prius меняю каждые 8000 километров, поэтому перед отъездом заменил его на свежее, так как за "приусами" есть грешок - "подъедать" масло (мой от замены до замены "ест" 300 граммов, и это после "раскоксовки", а до "съедал" около литра). А тут предстояло ехать на скоростях 130-140 км/ч с полным багажником и четырьмя пассажирами, решил взять 500 граммов в дорогу.

Изначально хотели забронировать жилье везде, но потом решили делать это по приезде в город (и хорошо, но об этом немного позже), мало ли где-то не понравится, выбьемся из маршрута или просто устанем. Ради этого приобрел глобальную симку.

Также, понимая, что практически в каждой стране своя валюта и не всегда можно найти "обменник", сделал две банковские карточки, евро и доллары. И опять же это было наше спасение.

Изучил в каждой стране цены на топливо и платные дороги. Вроде бы все готово, поехали!

Польша

Выехали в 22.00 в субботу. Во-первых, люблю ночью проходить границу, во-вторых, днем мы были на свадьбе подруги жены.

Перед выездом из страны залили полный бак.

На пустой границе были в 2 часа ночи и прошли ее за 40 минут. Хотя был и неприятный момент с польским пограничником, который хотел выписать штраф за то, что я и три машины за мной поехали за стоявшим впереди автомобилем, которому он махнул рукой на красный сигнал светофора. Но все обошлось, простил. Кстати, за все время на границе цвет этот светофор так и не поменял. И конечно, не обошлось без раздражающих вопросов: куда едем, сколько денег, топлива, алкоголя, сигарет? Забегая вперед, скажу, что о таких вопросах и как таковых границах я забыл до Украины на обратном пути.

За границей я практически не нарушаю скоростной режим, если передо мной нет местного "гонщика". Они всегда больше знают, чем приезжие. "Уцепившись" за такового, я быстро доехал до Люблина, даже с учетом вечных ремонтов в Польше и множества деревень.

Первая наша остановка была в Люблине на заправке. Поспали 3-4 часа в машине.

Утро после ночевки в машине
Утро после ночевки в машине

Утром выпили кофе и пошли осматривать окрестности. Как и во всех польских городах, есть на что посмотреть, но это на час-два.

Центр Люблина
Центр Люблина
Оригинальная роспись зданий в Люблине
Оригинальная роспись зданий в Люблине
Памяти оккупации Польши во Вторую мировую войну
Памяти оккупации Польши во Вторую мировую войну
Крепость Люблина
Крепость Люблина

Достопримечательности быстро закончились, мы поехали в Decathlon и Auchan. У нас были планы купить там еды, кое-что из одежды и косметики. Но нас ждало разочарование: даже эти торговые центры закрыты в воскресенье. В Люблине встретили только два открытых ликероводочных магазина в самом центре. Как они так живут? Не найдя ответа на этот вопрос, поехали дальше в Словакию, в Кошице.

Словакия

Перед границей опять заправили полный бак - дальше топливо будет дороже. И очень необычно проехали границу, которой как бы и нет.

В Словакии есть сеть платных магистральных дорог, для которых нужно покупать "виньетку". Нам она не понадобилась: до Кошице было недалеко, а два платных участка можно было объехать по второстепенным дорогам хорошего качества и без большого трафика - все-таки воскресенье.

Приехав в Кошице на ночлег, столкнулись с платной парковкой в центре - здесь не так давно прошел чемпионат мира по хоккею. Не имея особого желания платить и не разобравшись, как это сделать иностранцу, отъехали от центра и по счастливой случайности припарковались бесплатно.

В самом городе посмотрели на огромный собор, погуляли на пешеходной улице. Ничего особенного для туриста центр не представляет. Здесь, по моему мнению, гораздо интереснее зимой, перед Рождеством. Кошице также плохо подходит просто для ночлега: платные парковки, трудно найти бесплатные, дорогое жилье, недешевая еда.

Дороги в Словакии
Дороги в Словакии
Костел в Кошице
Костел в Кошице
Центр города
Центр города

Венгрия

На следующий день направились в Будапешт, который обещал быть гораздо лучше Кошице. Проехав границу, сразу купил "виньетку" за 16$, без проблем расплатившись картой.

Граница Словакии и Венгрии. Место продажи "виньеток"
Граница Словакии и Венгрии. Место продажи "виньеток"

Не считая Словакии, изначально я решил везде ехать по платным дорогам, так как расстояния большие, а в приоритет мы поставили время, а не деньги.

Достаточно быстро на скорости 130 км/ч доехали до Будапешта. Столкнувшись с платной парковкой в Кошице, заранее почитал в интернете, что нас ждет в Будапеште. А ждал нас город, практически весь в платных зонах парковки с утра до вечера, ночью платить не нужно.

Мы бы и согласны были потратиться, но не все так просто: оплатить парковку можно только на 2 часа, потом опять на 2 часа и т.д. - об этом нас предупредил хозяин апартаментов. В голове не укладывалось, как я буду пешком возвращаться к машине, чтобы продлить оплату. Если не оплатить, под "дворником" обязательно найдешь красный пакетик с квитанцией для оплаты штрафа. Видели такие, особенно на машинах с иностранными "номерами". В Сети прочитал, что некоторые оплачивают штраф, некоторые - нет. Так как Венгрия в Евросоюзе, то якобы могут возникнуть потом проблемы при въезде в Европу, но конкретных примеров так и не встретил.

Хорошо, что нашел в интернете несколько улиц, которые еще не сделали платными. Одна из них - проспект Андраши. Там я и оставил машину, сделав два круга по проспекту, чтобы найти место.

Будапешт город красивый, чем-то напоминает Питер, но не без своих проблем: город не очень чистый, недалеко от достопримечательностей живут бездомные. 

-12

Там стоит побывать, но не на машине, может, лучше даже прилетать. Смотрели мы город до поздней ночи и продолжили на следующее утро. Одного-двух дней для него достаточно. Мы уложились в один.

Парламент в Будапеште
Парламент в Будапеште
Моя команда в Будапеште
Моя команда в Будапеште
Памятник жертвам геноцида
Памятник жертвам геноцида
Оригинальные трамвайные пути
Оригинальные трамвайные пути
-17
-18

В обед продолжили свой путь. На заметку: в Венгрии топливо на трассе значительно дороже, чем в городе, и цена увеличивается к границе с Сербией. Дороги везде хорошие. Интересный факт: на магистралях правая полоса - в идеальном состоянии, много где отремонтирована, чего не скажешь о левой. Поэтому нет особого желания ехать в крайней левой, как у нас. Там она исключительно для опережения. Еще будьте готовы, что на некоторых заправках платные туалеты.

Перед самой границей съехали в промышленный городок, где опять заправили полный бак и наконец купили все, что хотели приобрести в Decathlon и Auchan в Польше. 

Сербия

Пересекли границу между Венгрией и Сербией очень быстро, не пришлось даже из машины выходить. Получили сербские печати в паспорт и уточнили про платные дороги. Они тут по участкам: проехал участок - заплати. Везде платил карточкой, проблем не было. Вся дорого обошлась не больше 10 долларов.

По пути в Белград съехали с магистрали, чтобы посмотреть на один из спомеников - военных мемориалов.

Один из мемориалов бывшей Югославии
Один из мемориалов бывшей Югославии

В Белград въезжали около 17.00. Уже начинало темнеть, но это не помешало рассмотреть, что особого балканского колорита тут нет: обычный постсоветский город, в котором еще и военные события проходили. На дороге небольшой хаос в движении, много мусора везде, впервые встретили на перекрестках попрошаек. Парковки в центре, как и в Будапеште, платные и разбиты на зоны: в зависимости от зоны парковаться можно не более 30 минут, 1 часа, 2 часов. После 20.00 и до 7.00 - бесплатно.

Отъехав немного от центра, нашли якобы бесплатную парковку. Знака там не было, хотя хозяйка апартаментов сказала, что и она платная. Впрочем, все обошлось, в 7 утра я забрал машину.

А ночью мы искали балканский колорит, за которым и ехали сюда. И его подобие нашли на пешеходной улице, где много ресторанов.

В каждом ресторане группа музыкантов из 2-3 человек ходит от столика к столику, стоят над тобой и играют, чтобы ты им потом заплатил. Некоторым это нравится, даже подпевали и танцевали. Для нас это было непривычно: хорошо слушать, когда они играют соседнему столику, но когда этот "оркестр" стоит над тобой - нервирует. А еще раздражали музыканты-одиночки на этой же улице, которые шли за тобой и что-то играли наподобие музыки, - выглядело это как цыгане-попрошайки, только с гармошкой.

Такой вот балканский колорит мы нашли. Видимо, настоящий остался только в деревнях, в которые мы не поехали из-за отсутствия времени. Еще ночью посмотрели Белградскую крепость и ночной Дунай. Открыто все, ходить можно везде, а значит, молодежь со спиртным, везде мусор. По итогу город неплохой сам по себе, но специально сюда ехать или лететь смысла нет.

Ночной балканский колорит
Ночной балканский колорит

Косово

Рано утром направились в Приштину, столицу Косово. Перед границей пришлось залить 5 литров топлива на неизвестной заправке, чтобы хватило проехать все Косово, так как последняя сербская брендовая АЗС, которую видел навигатор, оказалась на этапе демонтажа.

Обычно за рубежом, где есть риск заправиться плохим топливом, я придерживаюсь правил:
1. Заправляться только на сетевых брендовых заправках в черте города.2. Даже на этих заправках смотрю, заправляются ли местные машины дороже и новее моей.3. Если и после этого остаются сомнения, заправляю 5 литров, чтобы доехать до нормальной заправки.

Чтобы попасть в Косово, пришлось купить местную страховку за 15 евро. Из-за того что эта страна не всеми признана, "зеленая карта" здесь не действует.

Косово откололось от Сербии. Как я читал, из Сербии в Косово можно въехать, а вот обратно - нет. Но на границе со стороны Косово в Сербию проезжало много машин. Почему так, мы не поняли. Да и таможенные будки двух стран находились на расстоянии 10 метров друг от друга под одной крышей. Вот такие отношения между враждующими странами. После пересечения границы видишь картину: прекрасные бесплатные дороги, очень много недостроенных зданий, как будто когда-то деньги были, но резко закончились, очень много СТО, "разборок", множество разобранных автомобилей вдоль дороги и около домов. Складывается впечатление, что из ближних стран сюда приезжают ремонтироваться, так как машин не настолько много, сколько СТО.

Дороги Косово
Дороги Косово

Приштина не тот город, в котором хотелось бы долго находиться: хаотичное движение, грязно, мусор везде, все разваливается. Вокруг главной достопримечательности - библиотеки - все поросло бурьяном. По городу лежат мертвые собаки, что никого не смущает. Достаточно было одного часа, чтобы появилось желания бежать отсюда.

Библиотека в Приштине
Библиотека в Приштине
Местная статуя свободы
Местная статуя свободы
Недостроенная святыня в Приштине
Недостроенная святыня в Приштине
Заброшенная военная база
Заброшенная военная база

Впрочем, мы просто заехали по пути, отметились. Когда еще такое случится? Позже выяснили, что не совсем-то и отметились, так как на въезде косовский пограничник не поставил нам штамп, а следовательно, и выехать мы не можем. Поначалу пограничник нас разворачивал обратно, чтобы поставили штамп, где въезжали. Но после 10 минут разговора махнул рукой и сказал, что следующий раз не выпустит. Но следующего раза и не будет. Вот так нам не достался косовский штамп в паспорте.

Северная Македония

Северная Македония нас встретила хорошими платными дорогами. Рекомендация: рассчитываться карточкой в пунктах оплаты, так как если в местной валюте за участок дороги нужно платить 0,6 евро по курсу, то в евро наличными будет 1. И такой невыгодный курс - в каждом пункте и написан на обыкновенном листе бумаги А4.

По такому идеальному серпантину я не ездил нигде: по две полосы в каждую сторону, дорога отличная и рассчитана так, что летишь 120 км/ч и не нужно притормаживать в поворотах.

Автомагистраль в горах Северной Македонии
Автомагистраль в горах Северной Македонии

Как только въехали в Скопье, на первом же светофоре невольно заблокировал двери - везде попрошайничали цыгане с детьми. Изначально вся обстановка вокруг ужаснула.

Но когда заехали в центр, хотелось кричать от увиденных зданий и скульптур.

Вскоре мы спустились с небес на землю. Платные парковки 0,3$ за час. Я радостно хотел оплатить, но это можно сделать только с мобильного телефона местных операторов. Помог мне это выяснить случайный прохожий, когда я несколько раз отправил SMS, но не получил никакого ответа. Он позвонил на горячую линию, и ему об этом рассказали. Он очень хотел нам помочь, но оплатить со своего телефона не мог, потому что для оплаты сначала нужно отправить первую SMS, которой ты регистрируешь машину, а когда ее забираешь, отправляешь еще одно сообщение с буквой S - по разнице времени оплачивается парковка. Но спасибо этому македонцу: он потратил свое время, проехал с нами и показал парковку, где можно оплатить наличными. Узнав, что у нас нет местных денег, дал нам 100 македонских динар (около 2$) на 3 часа парковки. От монет евро он отмахивался и уходил.

Мы не могли его не отблагодарить, но все белорусские угощения у нас закончились - пришлось отдать обложку на паспорт с белорусским орнаментом. За такой душевный поступок не жалко. Даже рады, что у него останется память о нас.

А дальше началось: посмотришь налево - ужаснешься, посмотришь направо - восхитишься, а через несколько метров наоборот. Так как мы поставили машину не в центре, путь до него пролегал через мост, под которым жили цыгане. Как только мать нас увидела, сразу отправила мальца просить деньги. Дальше был вокзал как в трущобах: кругом много мусора, ничего не убрано, не ухожено.

Жители Скопье в 500 метрах от центра
Жители Скопье в 500 метрах от центра

Зато в центре мы были шокированы контрастом: каждые несколько метров - скульптуры, шикарные мосты, невероятные здания, фонтаны, опять скульптуры - и все это снова по кругу. Не верилось, что 10 минут назад мы были в этом же городе. Правда, все это расположено в небольшой части, у границ которой опять видишь трущобы. Да и за всеми этими скульптурами и зданиями слабо ухаживают.

Сложилось впечатление, что когда-то было много денег и желание сделать туристический город, а когда сделали, все оказалось невостребованным или не знают, что дальше с этим делать. Сами туристы сюда не побежали, а как их привлечь - не знают. Поэтому все постепенно приходит в упадок. Если наступит "черный день", то можно будет переплавить множество скульптур и прожить еще год.

Изначально мы хотели ночевать в Скопье, но хорошо, что не забронировали жилье заранее, - оставаться здесь на ночь категорически не хотелось.

Поэтому решили проехать еще 250 километров, чтобы ночью оказаться на берегу моря возле греческого города Салоники.

Во время ужина я нашел жилье на знаменитом у туристов полуострове в виде трезубца. Хозяин согласился принять нас ближе к полуночи.

На выезде из Македонии заправились дешевым бензином. Границу Македонии и Греции прошли по обычаю очень быстро, минут за 5-10, даже из машины не выходили. Греческий таможенник удивился, а может, и испугался, когда я вышел из машины и пошел багажник открывать, хотя мы въезжали в Шенгенскую зону и Евросоюз, то есть проходили границу, аналогичную границе между Польшей и Беларусью.

Вообще говоря, на всех границах только мы задерживали движение на 5-10 минут, собирая небольшую очередь, так как таможенников удивлял белорусский паспорт и нужно было проверить визы. И местные, недоумевая от этого, подходили и спрашивали, в чем дело, почему стоим. В Македонии литр 95-го стоит около 1,1 евро, в Греции - 1,6, но на границе не было "топливовозов", как на белорусско-польской. Вот бы белорусов сюда - они бы не упустили возможности заработать на этой разнице.

Центр города Скопье
Центр города Скопье
-29
-30

Сколько Денис и девушки потратили на поездку, что заставило их пищать во время путешествия? Об этом читайте завтра во второй части рассказа о большом путешествии.

Фото автора
Специально для Автобизнеса