Кружок юных химиков организован в Борисовской школе давно. Но Шура Раскетова узнала о нем лишь в позапрошлом году. Детям 5-го класса "Б", в котором училась Шура, поручили ухаживать за помидорами. Ребята ежедневно приходили на школьный огород, во-время поливали, пропалывали грядки. Растения набирались сил.
- Стебельки уже крепенькие, - с удовлетворением отмечала Шура. - Вот-вот цветы появятся, а за ними и плоды.
К концу июня плоды действительно появились. Но радости это не принесло: зеленые шарики будущих помидоров росли медленно и до самой осени оставались зелеными.
- В чем же дело? - гадали дети. - Землю мы унаваживали, пасынки обрывали.
- В нашей земле чего-то недостает, - Сказала ребятам биолог Клавдия Матвеевна. - Анализ почвы надо было сделать. Пусть Раскетова свяжется с химиками.
Выслушав просьбу Шуры, "химик" Коля Алексеев радостно воскликнул:
- Анализ почвы?! Прекрасно! Наконец-то у нас будет настоящее дело.
Химики принесли несколько пригоршней земли с участка, и в химическом кабинете началась кропотливая работа. Лиза Семкина с помощью целого набора сит определяла структурность почвы, Сашу Мякишева интересовала ее влажность, а Нина Короткова, действуя на почву различными реактивами, старалась выяснить ее химический состав.
По сути дела, все это были довольно обычные исследования, но Шура воспринимала их чуть ли не как волшебство. Наверное, поэтому, передавая Клавдии Матвеевне результаты анализа, кто-то из химиков шутливо заметил: "Раскетову благодарите. Она за нами, знаете, как присматривала!"
- Ну, что там? Какая у нас земля? - наперебой спрашивали ребята.
А Клавдия Матвеевна смотрела в таблицу и словно разговаривала сама с собой: - Так-так. Кислотность достаточная. Значит, извести добавлять не надо. А вот подвижных элементов - калия и особенно фосфора - маловато. Оттого и помидоры не удались.
- Что ж, надо удобрять побольше, - солидно заключил третьеклассник Паша Замятин. - Пойдем в колхоз и попросим удобрений, небось дадут.
Все необходимое для пришкольного участка ребятам действительно дали в колхозе: и калийной селитры, и фосфоритной муки, и амафоса - смеси азотных и фосфорных удобрений.
Было это зимой, поэтому, упаковав свое богатство в пакеты, огородники припрятали их до поры до времени в кладовой. А по весне Шура и еще несколько девочек торжественно, как драгоценный клад, вытащили бережно хранимые удобрения на свет. И тут вдруг оказалось, что ярлычки, приклеенные к каждому из пакетов, куда-то исчезли. Как же отличить теперь три одинаково белых порошка друг от друга?
- Пойдемте к химикам, - вспомнила Шура. - Они что хочешь узнают!
В кабинете химии Шуру встретил все тот же Коля Алексеев. Забирая у нее кулечки, Коля говорил: - А мы, представьте, из-за вас всю свою работу перестроили. Свойства разных удобрений испытываем, химикаты для борьбы со всякими вредителями изучаем.
Разговаривая, он насыпал порошки в пробирки, зажигал спиртовку. Вскоре над одной из пробирок задымился бурый газ. - Двуокись азота, сказал Алексеев. - Это у вас селитра.
Через час пакеты с удобрениями вновь обрели свои ярлычки-паспорта.
И когда на яблони напала плодожорка, на помощь садоводам пришли старшеклассники, вооруженные опрыскивателями со спасительной ядовитой жидкостью.
И в июле, когда надо было подкармливать помидоры, овощеводы снова пошли посоветоваться к своим товарищам. Химики и ребята вместе ставили опыты с микроудобрениями. С помощью взрослых им удалось изучить влияние микроэлементов меди, марганца, цинка на развитие растений.
Хорошее это единение. Оно скреплено любовью к родной земле, неутомимым искательством и общей светлой радостью пусть скромного, но вполне заслуженного успеха: на школьном огороде получено по триста шестьдесят центнеров красных помидоров с гектара, четыреста пятьдесят центнеров столовой свеклы, сорок центнеров овса.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)