Найти тему
Читайка

Рука об руку

Кружок юных химиков организован в Борисовской школе давно. Но Шура Раскетова узнала о нем лишь в позапрошлом году. Детям 5-го класса "Б", в котором училась Шура, поручили ухаживать за помидорами. Ребята ежедневно приходили на школьный огород, во-время поливали, пропалывали грядки. Растения набирались сил.

Источник: pixabay.com Пользователь: dimacheg
Источник: pixabay.com Пользователь: dimacheg

- Стебельки уже крепенькие, - с удовлетворением отмечала Шура. - Вот-вот цветы появятся, а за ними и плоды.

К концу июня плоды действительно появились. Но радости это не принесло: зеленые шарики будущих помидоров росли медленно и до самой осени оставались зелеными.

- В чем же дело? - гадали дети. - Землю мы унаваживали, пасынки обрывали.

- В нашей земле чего-то недостает, - Сказала ребятам биолог Клавдия Матвеевна. - Анализ почвы надо было сделать. Пусть Раскетова свяжется с химиками.

Выслушав просьбу Шуры, "химик" Коля Алексеев радостно воскликнул:
- Анализ почвы?! Прекрасно! Наконец-то у нас будет настоящее дело.

Химики принесли несколько пригоршней земли с участка, и в химическом кабинете началась кропотливая работа. Лиза Семкина с помощью целого набора сит определяла структурность почвы, Сашу Мякишева интересовала ее влажность, а Нина Короткова, действуя на почву различными реактивами, старалась выяснить ее химический состав.

Источник: pixabay.com Пользователь: PublicDomainPictures
Источник: pixabay.com Пользователь: PublicDomainPictures

По сути дела, все это были довольно обычные исследования, но Шура воспринимала их чуть ли не как волшебство. Наверное, поэтому, передавая Клавдии Матвеевне результаты анализа, кто-то из химиков шутливо заметил: "Раскетову благодарите. Она за нами, знаете, как присматривала!"

- Ну, что там? Какая у нас земля? - наперебой спрашивали ребята.

А Клавдия Матвеевна смотрела в таблицу и словно разговаривала сама с собой: - Так-так. Кислотность достаточная. Значит, извести добавлять не надо. А вот подвижных элементов - калия и особенно фосфора - маловато. Оттого и помидоры не удались.

- Что ж, надо удобрять побольше, - солидно заключил третьеклассник Паша Замятин. - Пойдем в колхоз и попросим удобрений, небось дадут.

Все необходимое для пришкольного участка ребятам действительно дали в колхозе: и калийной селитры, и фосфоритной муки, и амафоса - смеси азотных и фосфорных удобрений.

Было это зимой, поэтому, упаковав свое богатство в пакеты, огородники припрятали их до поры до времени в кладовой. А по весне Шура и еще несколько девочек торжественно, как драгоценный клад, вытащили бережно хранимые удобрения на свет. И тут вдруг оказалось, что ярлычки, приклеенные к каждому из пакетов, куда-то исчезли. Как же отличить теперь три одинаково белых порошка друг от друга?

- Пойдемте к химикам, - вспомнила Шура. - Они что хочешь узнают!

В кабинете химии Шуру встретил все тот же Коля Алексеев. Забирая у нее кулечки, Коля говорил: - А мы, представьте, из-за вас всю свою работу перестроили. Свойства разных удобрений испытываем, химикаты для борьбы со всякими вредителями изучаем.

Разговаривая, он насыпал порошки в пробирки, зажигал спиртовку. Вскоре над одной из пробирок задымился бурый газ. - Двуокись азота, сказал Алексеев. - Это у вас селитра.

Через час пакеты с удобрениями вновь обрели свои ярлычки-паспорта.
И когда на яблони напала плодожорка, на помощь садоводам пришли старшеклассники, вооруженные опрыскивателями со спасительной ядовитой жидкостью.

Источник: pixabay.com Пользователь: Kookay
Источник: pixabay.com Пользователь: Kookay

И в июле, когда надо было подкармливать помидоры, овощеводы снова пошли посоветоваться к своим товарищам. Химики и ребята вместе ставили опыты с микроудобрениями. С помощью взрослых им удалось изучить влияние микроэлементов меди, марганца, цинка на развитие растений.

Хорошее это единение. Оно скреплено любовью к родной земле, неутомимым искательством и общей светлой радостью пусть скромного, но вполне заслуженного успеха: на школьном огороде получено по триста шестьдесят центнеров красных помидоров с гектара, четыреста пятьдесят центнеров столовой свеклы, сорок центнеров овса.

Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)