«Там живет загадочная пери…» писал Сергей Есенин. Но кто эта загадочная пери? Как выглядит? Что из себя представляет, и почему поэт так стремился попасть за закрытые двери, где «усыпан розами порог»?
Пери часто представляют некой родственницей европейским феям, однако это не совсем верно. Этот древний персонаж восточного пантеона сохранился в сказках исключительно в положительном виде. Но было время, когда зороастризм - государственная религия персов, объявила всех духов, в которых веровали подчиненные им народы, приспешниками Ангро Манью (аналог Дьявола). В Авесте практически нет духов, имеющих облик человека. Даже пери представлялись то в виде насекомых, земноводных, пресмыкающихся, то в образе злотворных природных явлений, например, засухи, то в виде комет и метеоров.
Свод жреческих правил «Видевдата» ( II — III в. н. э.) причислял паирика к дэвам. Дэвы – злые духи вроде христианских бесов, призванные искушать человека. Их особенность, отличие от других вредоносных дэвов – способность появляться в облике прекрасных девушек и соблазнять земных мужчин.
Однако большинство сказок описывает пери как необыкновенных красавиц, часто имеющих крылья. При смехе пери с уст ее сыплются цветы (вот почему порог дома усыпан розами!). Так же считается, что они питаются запахом цветов и живут в особом царстве Перистан, которым правит Пери-Малик или Шах-Пери, то есть царь Пери. Часто и сама пери является его дочерью. Существует несколько видов пери – темные, светлые, алые (самые красивые).
Слово «пери» происходит от корня «пар» - крыло, перо, парить. Существует версия, что происходят прекрасные существа из долины Гандхары, места под названием Ваэкерета. Само это название восходит к имени ведического бога ветра и воздуха Вайю. Но «Веды» (индийская религия) и Авеста (персидская религия) противоборствовали. Поэтому ведические божества в Персии стали демонами.
С распространением ислама пайрика стали считаться приспешниками Иблиса (Дьявола), сменившего Ангро Манью. Однако народную память сложно обмануть. В сказаниях пери часто воевали с джинами (тоже «нечистыми»), а джины происходят от джайн – индуистических учений.
Вполне возможно, к стати, что паирика и паренди («богатство», «изобилие») – два полюса одного духа. В Ведах «пирамдхи» - «щедродающий», божество щедрости, исполняющий желания. В Младшей Авесте паренди представляется в виде женского божества. Народная мысль умеет обобщать, выделять главное. Поэтому народная сказка показывает красавиц-пери именно благостными девами, а не злобными кометами. Чаще всего можно встретить пери возле водного источника (сродни нашим птицедевам). При этом она скидывает свое одеяние, купается и без похищенной одежды улететь уже не может.
Спасибо за внимание!