Сегодня все больше внимания уделяется такому направлению, как предвзятый плюрализм. В результате его развития ведется борьба среди представителей разных групп интересов.
Теории предвзятого плюрализма рассматривают, что является основной причиной конфликта интересов и групп. При этом государственная политика склоняется к тому, чтобы удовлетворять пожелания корпораций, бизнеса и профессионалов.
Результаты такого явления могут быть разными. Все зависит от масштабности конфликта: например, бизнес-ориентированные группы интересов, как правило, превалируют над обычными интересами граждан.
Некоторые ученые добавляют мысли о том, что на самом деле заинтересованные стороны, ответственные за осуществление политики, могут состоять из могущественных лиц. Экономисты называют такое явление чикагским марксизмом.
Политика регулирования с точки зрения предвзятого плюрализма
В такой ситуации наблюдается захват регулирующих органов регулируемыми.
Ученые обозначают ряд способов для достижения такой цели, включая привилегированное положение сфер бизнеса, в которых работают компании, влияющие на государственную политику.
В этой связи была выдвинута инвестиционная теория политики, в соответствии с которой крупные инвесторы, особенно представители конкретных промышленных секторов, финансируют политические партии для того, чтобы получить расположение политиков, отвечающих их экономическим интересам.
Особенно подчеркивается мощь финансовой отрасли, основанной на таком явлении.
Марксистские и неомарксистские теории капиталистического государства ставят экономические классы, и особенно буржуазию, владельцев производства, в доминирующее положение.
Именно такие не афиширующие себя лица отвечают разработку политики и обеспечение того, чтобы государство служило их интересам - в первую очередь материальным.
Как говорится в манифесте коммунистов, буржуазия завоевала сама себя, получив современное представительное государство и исключительную политическую власть.
Некоторые специалисты даже утверждают, что исполнительная власть современного государства - это всего лишь комитет для управления общими делами избранных - буржуазии.
Сегодня невозможно точно проверить постулаты таких теорий, потому что нам не хватает точных показателей политических предпочтений по многим параметрам экономического класса (в марксистской теории ни доход, ни богатство точно не определяют классовую позицию).
Что касается эмпирических данных, касающихся заинтересованных групп, то следует отметить: хорошо известно, что организованные группы регулярно лоббируют не общественные, а свои интересы.
Для этого они делают следующее:
- организуют своеобразное братство с государственными служащими,
- балансируют между государственной и частной работой,
- предоставляют нужную информацию чиновникам, чтобы они готовили законопроекты
- тратят внушительные средства на выборы.
Немногие сегодня защищают бедные слои населения и экономические интересы рядовых работников. Вот почему рабочее движение в стране стало настолько слабым.
Но действительно ли заинтересованные группы оказывают влияние на политику?
Многочисленные тематические исследования подробно описывают случаи, когда все, кроме самого преданного своему делу скептика, скорее всего, верят во влияние заинтересованных групп на работу госорганов.
Тем не менее многие количественно ориентированные политики и современные ученые, похоже, игнорируют или отвергают такие неявные доказательства реального положения дел.
Очень немногие исследования представляют количественные данные в отношении влияния заинтересованных групп на течение государственной политики.