Формально термин «Франкфуртская школа» (синонимичное культурному марксизму понятие) появился для того, чтобы описать тех мыслителей которые имели отношение или прямо состояли в «Франкфуртском институте социологических исследований при Университете Гете во Франкфурте» в период между мировыми войнами.
Философы этой школы относились к капитализму и социализму советского толка критически и стремились к общественным изменениям. Они основывались на работе Карла Маркса «Капитал» и искали недостатки в классическом марксизме.
Их «Критическая теория» стала известна на весь мир. Эту теорию крайне тяжело отнести к какой-либо категории, поскольку она охватывает широкий круг идей, мыслителей и подходов.
Аспектом лежащим в основе «КТ» и также являющимся общим для всех её ответвлений , является создание междисциплинарных теорий, которые могут служить инструментами социальных преобразований.
Но тем не менее «КТ» можно свести к 3-м основным пунктам:
1.Критика идеологии
2.Критика капитализма
3. Теория действия
1.Критика идеологии
Идеология – система взглядов и идей, это некоторая информация к которой примешиваются интересы. Именно эти интересы лучше всего определить, как коллективные интересы, а не индивидуальные. С точки зрения «КТ» общество оказывает очень сильное влияние на человеческое мышление и результаты научных исследованний.
2. Критика капитализма.
Так как философы «ФШ» отталкивались от трудов Маркса, они занимаются критикой капитализма и говорят о том, что капитализм – это источник эксплуатации и угнетения рабочих буржуа.
3. Теория действия
Во-первых, критическая теория выступает за ангажированное знание, которое направлено на изменение мира. В то время, когда научный дискурс 20 века отрекался от ангажирования.
Во-вторых, критическая теория востребована у политических активистов, она является основой политического активизма и массовых движений. После 68 года она стала орудием массовых движений.
Критическая теория на западе воспринимается, как программа освобождения, в России же этот термин используется, как идеология коммунизма.
Не стоит путать культурный марксизм(франкфуртскую школу) с практикой постройки социализма в СССР. По мнению идеологов культурного марксизма изменениядолжны носить бескровный характер, и изменять общество изнутри, а не извне, как это было в СССР.
Одной из самых влиятельных фигур критической теории является Герберт Маркузе.
Отрывок из его эссе «репрессивная толерантность» 1965г
Слабые меньшинства, которые борются против ложного сознания и его проводников нуждаются в помощи, продолжение их существования более важного, чем восстановление отобранных прав и свобод, которые гарантируют власть тем, кто притесняет эти меньшинства.
Социальная справедливость (
Феминизм
Неопрогрессивизм
Постколониализм
Являются движения, вдохновленными критической теории, и таким образом появившимися под крылом культурного марксизма.
Будь то пол, сексуальная ориентация, семья раса, культура, религия, каждый аспект личности ставится под вопрос, каждая общественная норма или правило, подвергаются сомнениям и в идеале изменяются, чтобы принести пользу группам испытывающим притеснения.
Если классический рассматривал конфликт между имущими и неимущими, то франкфуртская школа рассматривает конфликт между притесняемыми и притесняющими или говорят другими словами: между теми у кого есть привилегии и между теми у кого их нет.
У идеологов франкфуртской школы меньшинства заменили рабочий класс, который был у классических марксистов.
Группы большинства обычно определяются, как имеющие привилегии и притесняющие
Соответственно меньшинства объявляются не имеющими привилегий и притесняемыми.
В дихотомии пола мужчины будут притеснять женщин
Если рассматривать религиозную принадлежность, то христиане притесняют исламистов,
Гетеросексуалы притесняют гомосексуалов
Цисгендеры притесняют трансгендеров и т.д.
Т.е.
Если предпочтения отдаются гетеросексуалам, то нужно поддержать и популяризировать гомосексуальные связи,
Если люди с белым цветом кожи являются угнетателями, то стоит ввести расовое разнообразие,
Если притесняющими являются цисгендеры, то следует поощрять трансгендеров и т.д.
ТЕОДОР АДОРНО
Еще одним из родоначальников Франкфуртской школы был Теодор Адорно, который написал книгу «Авторитарная личность» в которой он определяет родительство, гордость семьёй, христианство, верность традиционным гендерным ролям, отношение к сексу и любовь к своей стране, как патологическое явление.
Подобная тенденция патологизировать мнения и образ жизни не соответствующей собственным политическим взглядам является характеристикой культурного марксизма.
Соответственно другие взгляды описываются, как страхи или фобии.
Например: человек, который не желает жить на одной территории, где преобладающим большинством являются мусульмане может быть обвинен в исламофобии, поскольку желания жить в своей среде этнически и культурно однородной рассматривается, как нездоровая или продиктованная фобиями.
Т.е. те этнические группы, которые формируют диаспоры и кварталы населенные преимущественно представителями их этноса в Лондоне, Москве, Париже и других городах Европы и мира – это мультикультурализм, но никак не славяно или германофобия.
Еще одним популярным пропагандистским манифестом культурного марксизма является ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ в соответствии с которыми СМИ и социологи выполняют некие предписанные правила.
1.Ставь под вопрос общепринятые формулировки. Т.е. Нелегальных мигрантов стоит называть мигрантами не имеющими документов, к женщине, которая чувствует себя мужчиной закованной в женское тело, стоит обратиться с использованием феминитива, чтобы не задеть чувства данного индивида. Такие стремления переформулировкипонятий можно рассматривать, как средство контроля общественного мнения и изменения культурных норм.
Расизм и сексизм были переопределены, как результаты предрассудков тех, кто сильнее. Т.е. теперь слова и термины носят односторонний характер и не имеют обратного свойства. Другими словами «Стрелочка не поворачивается»
2. Твердо поддерживай привилегированный статус групп отмеченных , как притесняемые.
Другими словами, ислам – мирная религия, феминизм – это движение исключительно борющиеся за права женщин.
Никакое отклонение от сказанного выше не будет браться в расчет никогда, включая критику.
Хотелось бы отметить еще одного представителя франкфуртской школы Антонио Грамши его ТЕОРИЮ ГЕГЕМОНИИ.
Грамши пытается разработать теорию культуры, которая сможет изменить культурную жизнь людей и стать инструментов для приближения социализма.
Грамши в первую очередь решить политический вопрос: Почему революции в западной европе в отличии от октябрьской революции в России потерпели поражение? По мнению Грамши власть в обществе устроена не так просто, как принято думать.
Он выделяет 2 типа общества: политическое и гражданское.
Политическое общество – это те политические институты, которые управляют государством, армия, полиция, которые выполняют волю господствующего класса.
Гражданское общество – это те институты, которые, как казалось никак не связаны с политической жизнью. Это могут быть школы, вузы, семья, сми и т.д. Иными словами все то многообразие идей формируется в гражданском обществе. В своей повседневной жизни мы не понимаем и не думаем о том, что в этом обществе кроются чьи-то интересы, идеалы и представления о правильном и неправильном и именно эта часть гражданского общества называется Грамши гегемонией, т.е. господство не за счет прямого принуждения, а за счет того подчиненные соглашаются с тем что все происходит правильно. Как правило существующая культура имеет представление о правильном положении вещей и это правильное положение вещей вырабатывается интеллигенцией данного общества с целью производства согласия между гражданским и политическим обществами. Но при этом это не мешает создавать контгегемонию со стороны подчиненных этого общества. Грамши нам говорит о том, что борьба должна быть не только политической, но и культурной. Борьбе за достижение культурной гегемонии.
Грамши также говорит о «войне маневров» и «позиционной войне»
«Война маневров» - это прямая оппозиционная атака, то что произошло в октябре в России 1917г.
По мнению Грамши, в Европе не удалось провести такой трюк по причине более сильного и сформированного гражданского общества, которое не позволило произвести нечто подобное трагедии 1917г в России. Поэтому Грамши предлагает дополнить «войну маневров» «позиционной войной» или войной в области культуры, для того, чтобы на момент ведения прямой войны иметь более лояльное гражданское общество, которое готово поддержать революционные идеи.
Стоит заметить, что Грамши говорит не об элитарной культуре, а популярной культуры, которая наиболее понятна массовому потребителю.
Подводя итог хотелось бы сказать, о том, что пока Европа маргинализируется и разлагается уходя от более рациональных идей, утопает от притока мигрантов, страдает от столкновения культур: восточной и западной. Сколько еще должно быть убито людей и изнасиловано женщин мигрантами с ближнего востока, чтобы толерантная повестка сошла на нет в странах западной европы? Стоит заметить, что азия развивается и набирает обороты, не знаю к чему это может привести, но точно не к былому величию европейских держав.