Найти в Дзене

Обнаружение и физическое описание археологической находки византийского периода.

pinterest.ru/pin/791296597005492149/
pinterest.ru/pin/791296597005492149/

В сезон раскопок 2013 г. на полу частично раскопанного помещения был обнаружен латунный вес в шесть унций. Это помещение находится в самой северной части винодельческого комплекса Северо-западного церковного комплекса, к северу от большого помещения с мозаичным покрытием пола, принадлежащего винодельне.


Полностью раскопана северо-западная церковь, расположенная в 30 метрах к северу от форума. Его размеры 26 × 40 м, включая боковые крылья. На заключительном этапе ее использования в конце седьмого и первой половине восьмого веков площадь, занимаемая церковью, была изменена в основном для выполнения гражданских функций, в то время как только восточная часть здания оставалась предназначенной для религиозных нужд до разрушения комплекса во время землетрясения 749 года нашей эры.


Помещение, в котором был обнаружен груз, было разрушено во время землетрясения 749 года, и расположение груза на его полу повышает вероятность того, что помещение оставалось в рабочем состоянии до его разрушения. Его южная часть была раскопана ранее, но некоторая часть земли все еще покрывала северную часть комнаты, где был найден груз. Этот зал входил в состав винодельни церкви, расположенной к северу и югу от церкви.


Вес почти квадратный со скошенными краями, высота 43 мм, ширина 45 мм, толщина 10 мм, масса 158,85 г. Бендолл обозначил группу, к которой этот вес относится как "квадратные коммерческие грузы". Вес почти полностью сохранен, за исключением нескольких небольших царапин на лицевой стороне и нескольких мелких сегментов, отсутствующих в серебряной вставке.


Аверс веса украшает излучающая арка, состоящая из 23 арочных камней, вытянутых с одной стороны от веса к другой, и установленная над двумя колоннами, увенчанными коринфскими столицами. Под центром арки расположен крест, возведенный на полукруглом основании. Такое изображение, как правило, символизировало крест на Голгофе в церкви Гроба Господня. Крест над полукруглым или ступенчатым подиумом в арке или веди куле часто изображается на византийских марках хлеба, весах, алтарных экранах и различных небольших находках и интерпретируется как Истинный Крест над Голгофой в церкви Гроба Господня.


На аверсе также изображено обозначение веса в 6 унций, обозначенное буквами Γ слева от креста в пределах арки. Справа — буква S, короткая линия которой слегка наклонена от вертикали в пределах верхней кривой этой буквы. Это клеймо, поздняя античная форма цифры 6. Над каждым из двух поперечных рычагов расположена почти идентичная шести стенная розетка. Подобные розетки, но с серебряной вставкой по центру, расположены в каждом из верхних углов узора. В различных местах на аверсе веса имеются перфорационные метки диаметром около 1 мм. Некоторые, кажется, были сделаны случайно, но другие расположены более или менее симметрично и, очевидно, являются частью декора. Имеется серия из двух штамповок, по одной с каждой стороны от соседнего элемента, фланирующих плечо креста, его правый и левый плечи, а также его полукруглое основание. Над вершиной некоторых излучателей, которые простираются над верхней частью арки. Только во время работы нам удалось полностью задокументировать вес до начала второй фазы консервации, т.е. полной химической очистки груза. Это связано с тем, что патина, которая была удалена на втором этапе, подчеркивала несколько крошечных декораций, едва заметных, а то и  вовсе не заметных после химической очистки. Аналогичным образом, хотя свинцово контактная маска была полностью видна как до, так и после химической очистки, выделенные ею участки были разными.


Вес выполнен из латуни с выгравированными на ней украшениями из серебра (например, Γ, S, крест) или меди (например, арка и колонны).
В ходе первоначальных работ по консервации было отмечено, что зона креста, включая верхние части сайтов Γ и S, была покрыта беловатой "маской ". Чтобы мы могли лучше понять декор и, в частности, эту маску, которая охватывает центральную часть лица веса, консервация проводилась в два этапа: механическая очистка и полная химическая очистка. Изучив поверхность на различных стадиях лабораторной консервации и проанализировав полученные данные, мы с высокой степенью вероятности пришли к выводу, что маска состоит из свинца и олова и была намеренно добавлена через некоторое время после получения веса, чтобы скрыть главный и центральный символ — крест.

Маскировка, вероятно, была практическим решением, принятым с переходом местной администрации от христианских властей к исламским, что позволило продолжить использование этого веса.
Наиболее заметным элементом с обратной стороны веса является круглый серебристый вкладыш диаметром 6 мм и толщиной 0,6-0,7 мм, расположенный в центре и выступающий над поверхностью на 0,2 мм. Серебряная вставка утоплена в латуни и окружена 28 знаками перфорации, сделанными более или менее концентрично в окружающем металле. Сама серебряная инкрустация содержит несколько строк, но, по-видимому, это всего лишь царапины и не предназначалась для подписи или монограммы. Похоже, что серебряная вставка была отлита во время первоначального изготовления веса, и очевидно, что она предназначалась для просмотра и идентификации в качестве серебряной вставки. Для определения структуры веса, в частности обратных размеров серебра и степени его погружения в латунь, с помощью рентгенографии были проведены не интрузивные исследования. Исследования показали, что круглый серебряный вкладыш был установлен в небольшое, закругленное и рифлёное углубление.


В своде археологических находок учёные не смогли обнаружить идентичные серебряные или другие металлические пломбы или украшения, такие как пломбы или украшения на обратном весе от гиппопотамов. Калибровка свинца на обратном весе является известным явлением с поздних периодов до наших дней; однако ранее она не была проверена на вес латуни или бронзы византийского периода. Тот факт, что инкрустация сделана из серебра, вызывает несколько вопросов как в отношении ее функции, так и выбора металла. Возможно, это было просто украшение или, наоборот, подпись ремесленника или клеймо, сделанное для украшения всего набора весов и весов.


Первоначально учёные подозревали, что серебряная вставка используется для точной калибровки. Однако его масса составляет менее 2 каратов (400 мг); такую малую массу было бы очень трудно откалибровать и она была бы по существу излишней, поскольку вес не предназначалась для мелкомасштабного взвешивания (это, конечно, зависит от того, какие металлы были измерены, т.е. для золота требовалась большая точность).


Слева от серебряной вставки в латунь вмонтирована полоса золотистого цвета шириной 2,3 мм и длиной 26,1 мм. Полоса, которая проходит по своей длине более или менее параллельно правому краю веса, центрируется продольно между верхним и нижним краями. Эта полоса содержит немного больше цинка и меньше олова и свинца, чем латунная матрица веса. Хотя возможно, что полоса была добавлена после первоначального изготовления веса, более вероятно, что, судя по отсутствию видимых изменений на поверхности веса, полоса была инкрустирована на первом этапе. Полоса занимает видное место в рентгенографической визуализации, которая не показывает никаких признаков того, что она предназначалась для устранения каких-либо дефектов в весе. Полоса почти симметрична и, как и в случае с инкрустацией серебряного круга, может быть калибровочным знаком на различных этапах использования веса или, возможно, своего рода личной подписью мастера.


Отсутствуют фрагменты серебряной вставки веса. Интересно, что это происходит только в пределах маскируемой области, т.е. крестовой и верхней частей омика и S. Интуитивно учёные ожидают, что серебряная инкрустация сохранится в лучшем состоянии в пределах области, "защищенной" маской. Тот факт, что дело обстоит совсем наоборот, позволяет предположить, что деликатная серебряная вставка была намеренно вырезана и удалена непосредственно перед нанесением маски. Мы предполагаем, что это было сделано для того, чтобы сохранить исходную массу веса после того, как материал маски был нанесен для полного сокрытия креста.


После его полной очистки масса веса составила 158,85 г. Его номинал 6 унгов означает, что 1 унгия = 26,48 г. Учитывая хорошее состояние сохранности веса, вполне вероятно, что эта масса очень близка к исходной массе. Любое расхождение между ними, вероятно, может быть связано с потерей небольшого количества массы (возможно, не более 2 г) самой маски с течением времени, а также с тем, что при консервации был удален тонкий слой коррозии.


Учитывая эти данные, можно сделать вывод, что исходная масса веса была около 160 г. Исходя из этого, можно предположить, что литр (фунт) около 320 г использовался в гиппопотах в византийский период. Что касается вопроса о том, была ли использована жесткая имперская система весов или менее жесткая региональная, то мы поддерживаем последнее утверждение, основываясь на находках на нескольких объектах различной массы и веса. Таким образом, кажется, что для римско-византийского фунта не было ни одной абсолютной массы, а несколько региональных.

После реформы халифа ʿAbd аль-Малика ибн Марвана (685-705 гг. н.э.), в дополнение к введению новой административной системы Омейяда, были внесены некоторые изменения в систему взвешивания. Однако изменения из византийской литры в Омейяд  (фунт стерлингов) не продолжались и носили региональный характер. Представляется, что в большинстве случаев местные системы весов византийского периода продолжали использоваться.