Найти тему
Восприятие кино

"Страшные истории для рассказа в темноте" - ужасно реализованный потенциал хорошей истории

Тепло огня, бледный свет луны, сладкий запах тающего зефира и факел, который освещает мерцающим светом лицо того, кто в таинственных и драматических тонах рассказывает ужасающую историю, пугающую окружающих до мурашек и бессонницы.

Это замечательное клише, которое обычно приходит нам в голову, когда мы слышим словосочетание "страшные истории" является предпосылкой для фильма “Страшные истории для рассказа в темноте”. Он состоит из серий детский историй, которые объединились в общем сюжете у режиссера Андре Овредаля.

Основа фильма и сюжет.

Фильм основан на рассказах, написанных в трех томах Элвином Шварцем и иллюстрированных Стивеном Гаммеллом и опубликованных с 1981 по 1991 год. Они являются самыми популярными сериями детских книг в истории американской литературы - настоящим культом для молодых и пожилых поклонников ужастиков.

Кадр из фильма "Страшные истории для рассказа в темноте"
Кадр из фильма "Страшные истории для рассказа в темноте"

Истории из книг в сценарную заготовку были перенесены Гильермо дель Торо, Патриком Мелтоном и Маркусом Данстаном. Затем она была преобразована в сценарий братьев Дэна и Кевина Хейгмен.
Адаптация рассказывает историю довольно просто и прямо. В
1968 году, в ночь на Хэллоуин, друзья Стелла, Огги и Чак пошутили над Томми, чтобы отомстить ему за его принижения.

Томми, чтобы заставить расплатиться за гнусный поступок, запер их в заброшенном доме, принадлежащем семье Беллоузов. Легенда гласит, что в доме обитает дух Сары, которую семья держала взаперти в тайной комнате. Единственный её контакт с миром - страшные истории, которые девушка рассказала молодым людям в городе, чтобы у них была какая-то "компания".

В поисках выхода из дома, Стелла - начинающая писательница - находит книгу, в которой написаны все истории Сары. Она решает забрать её с собой домой, но вскоре обнаруживает, что это была плохая идея. Новые истории, написанные кровью, начинают появляться в книге, где главными героями выступают её ближайшие друзья.

Излишняя сложность.

Страшные истории, которые можно рассказать в темноте, обладают огромным потенциалом. Исходный материал - жемчужина жанра, ужас которого основан на муках, беспокойстве и непосредственности, характерных для хорошо выполненных рассказов.

Фильм имеет поддержку дель Торо, который уже утвердил своё место в мире кинематографа, как новый талант по работе с мистическими и страшными фильмами. Один его фильм "Лабиринт фавна" стоит просмотра, и в нём можно увидеть характерную стилистику неординарного режиссера.

Вместе с ним Андре Эвредаль заложил основы для того, чтобы фильм мог понравиться любителям острых ощущений. Чего не хватает? Многих вещей не хватает. Прежде всего мужества сделать фильм проще, который действительно может быть основан на интересных историях, а не на повествовательном клишированном клее.

Кадр из фильма "Страшные истории для рассказа в темноте"
Кадр из фильма "Страшные истории для рассказа в темноте"

Авторы "Страшные истории для рассказа в темноте " чувствовали себя обязанными создать мир, который мог бы сопровождаться страхом и трепетом. Они полагались на весьма эксплуатируемую формулу небольшой группы друзей подросткового возраста, которая благодаря "Очень странные дела" стали для Голливуда "золотой жилой".

Однако фильм не выдаёт нужное настроение, потому что у зрителей и персонажей не возникает необходимой связи, поэтому трудно проникнуться историей и сопереживать.

Как всё потерять?

Фильм смог разрушить свой собственный мир, пытаясь очень неуклюже передать социокультурный код того времени.

"Страшные истории для рассказа в темноте" чувствует себя обязанным познакомить зрителей с войной во Вьетнаме и приходом к власти президента Никсона. Оба этих явления являются элементами тотального контура, присутствие которых ни в коей мере не оправдано ни сюжетом, ни возможным глубоким смыслом.

Зачем искажать неподвластное времени обаяние книг Шварца, глубоко укоренившееся в городских легендах и народных Американских сказках, чтобы утопить фильм культурными и социальными переживаниями того времени?

Потенциал стать хорошим развлекательным продуктом для определенной аудитории на Хэллоуин был. Только одно мгновение уходит на то, чтобы понять, как лучше всего донести истории Шварца до зрителей через эпизодический фильм.

Зачем полностью переворачивать природу книг и превращать антологический рассказ в подростковый рассказ?

Насколько приятнее было бы показать фильм, который отражает ситуацию во время ночного костра, где рассказывают байки о привидениях, монстрах и вампирах? Ведь встречи главных героев с монстрами из книги Сары Беллоуз не так уж и плохи (по большей части), если рассматривать их по отдельности.

Использование компьютерной графики минимально - хотя этого можно было бы избежать - создатели фильма отражают любовь Гильермо дель Торо к "кустарной" стороне кино. Эстетика фильма возвращает к фольклорной природе книг, порождая визуальные эффекты, которые действительно являются лучшей стороной всего фильма.

Тематически, однако, эта эстетика ужасов для молодежи наталкивается на множество попыток создать социально вовлеченную историю, типичную для более взрослого кино.

Финал наполненный разочарованием.

“Страшные истории для рассказа в темноте” - это большое разочарование. Хотя это, конечно, не первый фильм ужасов, наполненный ленивыми, неряшливыми социальными аллегориями.

Мы, зрители, предпочли бы более взвешенное решение: блестящую и острую социальную метафору, полностью посвященную осуждению культурной ситуации того времени, или простой развлекательный продукт, страшный и забавный.

Жаль, что в стремлении быть и тем, и другим, она останавливается посередине, без самобытности, без обаяния, без причины для существования.