Темы, поднимаемые в творчестве Быкова, безусловно близки ему. Потому что так честно и правдиво может снимать человек, точно знающий, о чем говорит.
Юрий Анатольевич Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске Рязанской области. Вначале жил вместе с родителями в вагончике. Отец Быкова был по профессии шофёром, мать работала на Новомичуринском заводе крупнопанельного домостроения. Приблизительно в 1987 году отец уехал в Тюмень и больше Юрий его не видел. Примерно до 12 лет Быков жил с одной матерью. Позже мать повторно вышла замуж, отчим работал крановщиком-оператором на электростанции.
В ответ на вопрос о чернухе в собственных фильмах отмечал: «А что может снимать человек, которого в детстве будила мать, для того чтобы ночью идти воровать с колхозного поля капусту, потому что есть было нечего?», также указывая, что после прихода на поле он встречал там ещё 500 голодных человек, которым также нужно было не попадаться милиции. В интервью 2013 года Быков говорил, что проблема отсутствия благополучия и социального напряжения в России по-прежнему актуальна, и приводил данные, что на тот момент его матери платили 1700 рублей в месяц за работу в маленьком роддоме Новомичуринска, а Рязанскую ГРЭС, на которой работает его отчим, собираются закрывать.
Быков указывал, что в период юношества он «видел, например, как людей машиной переезжают в наказание» и знал, что многие в Новомичуринске от нехватки денег вступали в разные преступные группировки. Некоторое время до конца школы сам выполнял мелкие поручения одной группировки: «Где-то что-то там свистнуть, машину перевернуть. А были большие серьезные ребята, которые рулили делами. Я до этого уровня не дорос. Очень быстро отвалился». Отмечал, что ушёл, потому что после двух приводов в подвал с засовыванием его головы в мешок с сахаром понял, что он боится такой работы.
Увлекался литературой, писал рассказы и стихи в местную газету, ходил в музыкальную школу, играл в музыкальных группах, работал аранжировщиком в местной студии. Неплохо учился в школе, но с девятого класса «скатился почти до двоек» из-за потери интереса к учёбе и уделения основного внимания творчеству.
В 2005 окончил актёрский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова).
Играл в театрах, но ушёл из-за низкой зарплаты (3000 рублей) и потери интереса. Играл небольшие роли в кино и телесериалах. В течение шести лет был клоуном-аниматором в армянском детском клубе «Яуза», где играл роль Джека Воробья.
В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр». Фильм был снят на накопленные режиссёром 150 тысяч рублей, которые Быков отказался вкладывать в своё обучение на режиссёрском факультете ВГИКа.
В 2010 году снял первую полнометражную картину "Жить". Психологически-остросюжетная драма была отмечена призами на международном фестивале «Сталкер» и местных фестивалях.
Про фильм:
Его величество, Случай вынуждает двоих незнакомых мужчин объединить силы, чтобы выжить.
Совсем небольшой хронометраж (1ч 12 мин), незатейливый сценарий, дикая местность и всего двое персонажей в кадре сумели очень уверенно и крепко держать внимание зрителя в кулаке.
Денис Шведов и Владислав Толдыков составили отличный актерский дуэт, которому веришь целиком и полностью. Особенно охотник (Толдыков) вызывает очень теплое и сильное чувство прикипания к персонажу всего лишь за час.
В фильме использован «запрещений прием» выжимания эмоций у зрителя с помощью собаки. И да, он сработал, я рыдала.
«- И что, Бога не боишься? - А он есть? Это который на иконах? Так его человек нарисовал. Боль есть, смерть есть, а Бога я не встречал. Бога овцы придумали, чтобы волков стыдить, чтобы они поменьше кусали.»
Какую цену готов заплатить человек, чтобы выжить?
Любую.
Инстинкт выживания ничто не может отменить - ни религия, ни мораль, ни совесть, ни нравственные принципы.
Когда вопрос жизни и смерти встает ребром, а в голове пульсирует «я жить хочу!!!», человек способен даже на то, о чем и помыслить раньше не мог.
- Сценарий 6/10
- Актерская игра 8/10
- Визуал 7/10
- Саундтрек 7/10
- Эмоции 7/10
- Итог 7/10
В 2013 году состоялась премьера фильма «Майор» в рамках «Недели критики» Каннского кинофестиваля. Криминальная драма была отмечена наградами на ряде фестивалей, в том числе призами «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и «За выдающийся художественный вклад». В 2016-2017 гг. американская компания Netflix получила права на показ и пересняла фильм в формате мини-сериала «Семь секунд» (Seven Seconds), включающего 10 эпизодов. В адаптированном сюжете белый полицейский пытался скрыть свои выстрелы по чернокожему мальчику. Премьера минисериала состоялась 23 февраля 2018 года.
О фильме:
Майор полиции, торопящийся в роддом к жене, сбивает насмерть мальчика на скользкой дороге, прямо на глазах у несчастной матери. Слишком велик соблазн избежать неприятностей, используя служебное положение. Но запускается череда смертей, остановить которую уже не представляется возможным.
Вторая полнометражная работа Юрия Быкова, в которой он, как человек-оркестр, продолжает бОльшую часть работы выполнять самостоятельно. Плюс здесь он сыграл одну из главных ролей, очень гармонично смотрясь в кадре и отлично вписываясь в образ полицейского, не обремененного моральными принципами.
Персонажи не делятся здесь на плохих и хороших, каждого можно попытаться понять, каждого можно обвинить - все как в жизни.
Российская действительность беззакония, системы, против которой не попрешь, произвола и оборотней в погонах. Мы регулярно читаем подобные новости, такие случаи становятся привычным и обыденным делом. И это страшно.
Леденящая атмосфера безысходности, зимние пейзажи провинции, музыка, тянущая за невидимые нервные окончания, угрюмые мужские лица и женские истерики нагнетают атмосферу напряженности и безвыходности.
Как всегда - актуально, злободневно, остро и атмосферно.
- Сценарий 6/10
- Актерская игра 8/10
- Визуал 7/10
- Саундтрек 7/10
- Эмоции 7/10
- Итог 7/10
В 2014 году вышел в свет социально-драматический фильм «Дурак». Картина получила ряд престижных наград, включая приз за лучший сценарий и диплом «За бескомпромиссность художественного высказывания») на фестивале «Кинотавр-2014». По состоянию на начало 2017 года фильм являлся одним из двух российских фильмов, имеющих рейтинг на «КиноПоиске» более восьми баллов.
О фильме:
Это без преувеличения лучший фильм Быкова на сегодняшний день.
Самый мощный, самый пробивающий, самый злободневный, самый многослойный.
Он о колоссальном разрыве между слоями населения, о коррупции, о менталитете, о маргиналах, о совести, моральном выборе, о воспитании, о системе, о домашнем насилии.
«Тут либо человеком живут, либо скотиной. Хорошей жизни на всех не хватит».
Люди делятся на чужих и своих, если человек не пытается урвать кусок, своровать, присвоить себе чужое - с ним что-то не так. Если человек обладает совестью - его чураются, как прокаженного.
В какой момент в нашей стране честный, справедливый и совестливый человек стал равен «юродивому» и «дураку»?
Все прогнило, а если ты сумел избежать морального гниения, то становишься белой вороной.
«Мы всю жизнь пахали, а теперь хочется жить по-человечески». Только вот «по-человечески» - значит - не хуже, чем другие - гараж с машиной в кредит и систематическое воровство и перепродажа ворованного.
Огромный пласт населения готовы сидеть на хлебе и воде, но зато ездить на иномарке, купленной в кредит, главное - чтоб «все, как у людей».
Мы все это знали и до Быкова, но он показал нашу действительность так реалистично и концентрированно, что становится дурно, плохо, тяжело все это заново осознавать.
Мощнейшие диалоги, крутейшая актерская игра, мрачный визуал, раздирающий душу саундтрек, финал, заставляющий рыдать - сила, которая бьет зрителя обухом по голове, а затем окунает в ледяную воду с головой.
Система дала трещину, фундамент ползет, население бухает, властям плевать. И только Дураки носятся, хватаются за голову и пытаются кого-то спасти.
Фильм посвящен памяти режиссера Алексея Балабанова.
- Сценарий 8/10
- Актерская игра 8/10
- Визуал 8/10
- Саундтрек 9/10
- Эмоции 9/10
- Итог 8,5/10
В 2014 году стал режиссёром первого сезона телесериала "Метод", вышедшего на экран в следующем году. Был приглашён на съёмки благодаря Константину Хабенскому, которому понравился фильм «Майор».
Сериал получил премию ТЭФИ в категории «Телевизионный фильм/сериал» и несколько других наград. Быков отказался участвовать в съёмках второго сезона сериала из-за отсутствия новизны в этом опыте, а также из-за ориентации на авторское кино вместо коммерческого режиссирования и зарабатывания денег.
О сериале:
В начале 2017 года продюсерский центр «Среда» Александра Цекало продал права на показ сериала «Метод» стриминговому видеосервису #Netflix .
Смотрится взахлёб, руки так и тянутся включить следующую серию, а потом ещё и ещё.
Это, без сомнения, мой любимый российский сериал, который я буду с удовольствием пересматривать.
Психология каждого маньяка раскрыта на 5+. Не всегда удаётся предугадать развязку серии.
Актеры великолепные, образы запоминающиеся, сюжет захватывающий.
Всегда ровно относилась к Константину Хабенскому, но с этого сериала началась моя огромная симпатия к нему. Гениально сыгранный Меглин очень зацепил. Он, со сломанной психикой и судьбой, убивающий ради того, чтоб остановить убийства, стал таким родным и понятным. И, по-моему, Родионом его зовут не просто так. Сама собой выстраивается связь с "Преступлением и наказанием".
Паулина Андреева стала для меня открытием. Красивая и отлично вписывающаяся в образ.
Это тот случай, когда хочешь и не хочешь второй сезон одновременно, ведь интересно узнать, что будет дальше, но не хочется испортить это шикарное "послевкусие", разочаровавшись неудачным продолжением.
Я завидую тем, кто еще не смотрел "Метод".
Очень советую.
10/10
В феврале 2019 года выходит фильм "Завод", который проваливается в прокате.
О фильме:
Вечные задержки зарплаты, двойные смены и грядущее закрытие завода доводят работяг до отчаянного шага - похитить владельца завода и «выбить» из него деньги. Но все пошло не по плану...
Драма российской глубинки в грязно-серых тонах.
Суровое, брутальное, мужское кино, держащее зрителя в напряжении.
Мужики с угрюмыми лицами и мозолистыми руками, пытающиеся прокормить свои семьи;
бывший спецназовец, жаждущий справедливости; зажравшийся наглый бизнесмен, купающийся в деньгах; охранники - головорезы... или это только кажется на первый взгляд?
В течение фильма каждый герой трансформируется и видоизменяется. За этим крайне интересно наблюдать. Здесь нет добра и зла, чёрного и белого, хорошего и плохого.
Каждый актёр справился со своей ролью, буквально вжился и пророс в образ.
Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин - умело удерживали фокус внимания зрителя на своих персонажах.
Интересно, многогранно, брутально и сурово.
Финал показался чуть смазанным, но это не испортило впечатления о фильме.
7/10
Ну и крайняя на сегодняшний день работа Юрия Быкова, вышедшая одновременно в ограниченный прокат и на платформе "КиноПоиск" -"Сторож".
О фильме:
За каждый свой выбор человек несет ответственность.
За каждый проступок придется расплатиться.
Смерть - не самое страшное. Тяжелее всего - жить с гложущим изнутри чувством вины.
Три главных героя, у каждого из которых своя история, своя черная дыра внутри, свое горе и свое одиночество.
Все они по воле случая или по собственной воле прячутся в закрытом санатории посреди леса и снегов.
Это очень атмосферное, мрачное, брутальное кино, при этом, один из персонажей вызывает очень теплые чувства.
Сторожу я верила больше всех, его угрюмое безмолвие, смирение и бесконечная доброта вперемешку с гнетущим чувством вины обезоруживают.
Его одиночество, времяпрепровождение, добровольная изоляция от общества, желание помочь случайным гостям, намерение спасти их ценой собственной жизни - все это настолько объемно и глубоко, что можно только прочувствовать, объяснить словами в полной мере не получится.
Владислав Абашин ужасно прекрасен в образе Стаса. Его холодной улыбки побаиваешься, ледяному спокойствию не доверяешь, а отчаянию и слезам веришь безоговорочно.
Женский персонаж не вызвал абсолютно никакой симпатии, даже, наоборот, раздражал.
Каждый из главных героев достаточно раскрыт, причины и мотивы каждого понятны.
Визуальная составляющая - сильная сторона картины. Холод и одиночество словно проникают через экран в зрительный зал. Саундтрек усиливает эти ощущения.
- Сценарий 7/10
- Актерская игра 8/10
- Визуал 8/10
- Саундтрек 8/10
- Эмоции 7/10
- Итог 7.6
Считаю беспочвенными наезды на Быкова за его углубление в социальные темы, ибо он снимает о людях, и делает это очень хорошо. Мне бесконечно жаль, что его творчество не пользуется коммерческим успехом. Мне больно смотреть на то, как откровенное дерьмо российского производства в полном объеме крутят во всех кинотеатрах, а действительно, достойные внимания, авторские картины проваливаются или выходят в очень ограниченный прокат.
Быков не снимает чернуху ради чернухи. Он снимает то, что его волнует, что ему близко, изнанку чего он хорошо знает.
Юрий Быков исследует человеческую суть, его фильмы оставляют глубокий след в душе и сознании зрителя, заставляя думать.