продолжение
В первые годы после завершения коммунистической эпохи Краснодару было не до скульптуры. Устанавливали только бюсты и мемориальные доски с барельефами известным людям.
Эти работы выполняли краснодарские скульпторы Александр Аполлонов Николай Бугаев и Ольга Яковлева.
Казалось бы, целый период ушёл в мелочь, но именно мемориальные доски положили начало скульптурному движению более позднего времени - оно посвящено возрождению памяти о тех, кто был незаслуженно забыт или недооценён в советские годы.
Так появились доски с именами композитора Сергея Рахманинова (он приезжал в Екатеринодар в 1913 году), основателя Краснодарского художественного музея Фёдора Коваленко, легендарного русского лётчика Вячеслава Ткачёва (после 10 лет лагерей бывший белогвардеец доживал свои дни именно в Краснодаре).
Во второй половине 90-х Краснодар начал оправляться от экономических потрясений, и в 1996 году нашёл средства на создание бронзового бюста полководцу Георгию Жукову и небольшой бронзовой фигуры Георгия Победоносца, пронзающего копьём змея (скульптор — Александр Аполлонов).
Интересно, что Георгий Победоносец был помещён на вершину построенной ещё в 60-х годах мемориальной арки памяти героев Великой Отечественной войны в Первомайском сквере (сейчас он называется сквером имени Жукова).
Казалось бы, взаимоисключающие вещи - советский военный мемориал и святой Георгий, но ансамбль отразил реалии нового времени, в котором смешались ценности советского и досоветского прошлого.
в 1999 году краснодарцы пышно, с концертом на площади отметили Александра Пушкина и открыли в центре города, на Пушкинской площади, памятник поту (автор - краснодарский скульптор Владимир Жданов).
Эта работа продолжила традиции советской классики: обобщённый романтический образ, лишённый подробностей и аксессуаров. Я хорошо помню, как горожане ждали этого события.
Наверное, это было самое многолюдное открытие памятника в нашем городе: пальба из пушек, симфонический оркестр, тысячи людей.
В «нулевые» город стал стремительно богатеть, и бронзовые скульптуры, «круглые, как их называют на профессиональном языке, то есть те, которые можно обойти со всех сторон, стали устанавливать одну за другой.
Появились добродушный композитор Григорий Пономаренко с гармонью и удалой лётчик-истребитель Александр Покрышкин (2005 и 2008 гг., скульптор - Ольга Яковлева), сосредоточенный полководец Александр Суворов (2004 г., краснодарский скульптор Алан Корнаев) и кукольно-красивая актриса Клара Лучко (2008 г., московские скульпторы Дарья Успенская и Виталий Шанов).
Я не перечисляю здесь всех работ последнего времени, их намного больше.
Было также создано несколько новых мемориалов - памяти различных войск, служб и пострадавших в больших трагедиях людей.
Но самое важное значение для города имеют скульптуры, продолжившие тему возрождения забытой истории.
И первое место по величине, значимости, затратам трудов, средств и времени в этом списке занимает памятник Екатерине Второй.
Его история – настоящий триллер Грандиозный монумент пережил два рождения и оба были трудными
Задуман памятник Екатерине был ещё в дореволюционные времена, в году к празднованию 100-летия Кубанского казачьего войска.
Разработкой этого крайне амбициозного для провинциального Екатеринодара проекта начал заниматься сам Михаил Микешин, столичная знаменитость и автор нашумевшего памятника той же самое имератрице, установленного в Санкт-Петербурге и ещё на стадии модели получившего премию на всемирной выставке в Лондоне.
Нашему городу Михаил Микешин предложил очень похожий вариант монумента: Екатерина стоит на таком же постаменте, который составляет группа ее приближенных.
Но на юге приближённые у Екатерины поменялись повторялся лишь князь Потёмкин, а вместо прочих восьми деятелей войны и культуры у постамента императрицы стали три кубанских атамана, а позади сел слепой музыкант с мальчиком поводырём.
От нoг Екатерины спустился развёрнутый свиток Жалованной грамоты, которая гласила, что земли между Чёрным и Азовским морями принадлежат казакам.
Но Михаил Микешин скоропостижно скончался, и работу над Екатериной продолжил малоизвестный на тот момент скульптор из Одессы Борис Эдуардс.
Открылся памятник лишь в 1907 году - на его создание ушло 11 лет. Однако выстраданный казаками монумент простоял недолго, в 1920 году его уничтожили большевики.
В новом столетии руководство Краснодарского края решило воссоздать дореволюционную гордость Екатеринодара, и самый известный на тот момент городской скульптор Александр Аполлонов возглавил ту работу, опираясь на архивные фотографии, документы и чертежи.
Сам Александр Аполлонов рассказывал, что идея восстановить Екатерину преследовала его еще с 1970-х годов. Второе рождение достопримечательности пришло в 2006 году, то есть спустя 9 лет после первого открытия.
Как признался автор реконструкции, проделавший вместе с коллективом из краснодарских и ростовских скульпторов, орматоров, литейщиков и других рабочих без преувеличения титаническую работу, восстановленный памятник вовсе не является точной копией разрушенного.
И постамент, и фигуры стали выше, а пропорции изображённых персонажей приобрели академическую «правильность (поскольку в первой версии памятника, судя по фотографиям, у них были непропорционально короткие ноги и большие головы).
Работа над реконструкцией заняла четыре года и сопровождалась финансовым разбирательством сторон. Но независимо от тягот создания Екатерина I была и на долгие времена остается самым грандиозным скульптурным произведением Краснодара.
Монумент расположен в красивом сквере, в сердце города - там. где начинается улица красная, откуда, как принято считать, начал расти город.
Памятник Ленину, который успел несколько месяцев постоять напротив императрицы как у перенесен, а на его месте появился фонтан.
По соседству вырос белый собор Александра Невского, еще одна реконструкция разрушенной в советские годы достопримечательности. Так безликий советский административный центр обрёл индивидуальные черты, связывающие его с прошлым.
Одновременно с работой над Екатериной Александр Аполлонов создал еще один важный для самоопределения кубанцев памятник - Казачеству.
В 2005 году перед зданием администрации Краснодарского края появился казак на коне, жестом хозяина простирающий руку над сей Кубанской землей.
Этот, в общем-то, политический монумент стоит в ряду подобных конных памятников, которых немало установлено по всему миру ещё со времён Древнего Рима.
Но для своего города казак стал первым и пока единственным медным всадником.
Обретение утраченного прошлого шло по всем фронтам, и в 2009 году на бульваре по Красной была установлена ещё одна бронзовая Екатерина - на этот раз стая великомученица, покровительница города (авторы - скульпторы из Москвы Дарья Успенская и Виталий Шанов).
Подобные религиозные объекты появились во многих городах России, знаменуя эпоху погашения «атеистических долгов» советской эпохи.
Святая Екатерина стоит на большом металлическом колоколе, в котором имеются пустые клинья, позволяющие прохожим пойти внутрь колокола - для молитвы и для фотосессии.
В России традиция делать скульптуры святым до недавнего времени отсутствовала, и волна заказов на такие работы поставила перед скульпторами дилемму: делать, опираясь на многовековой европейский опыт. или переводить в объём двухмерную русскую икону.
Великомученица Екатерина решена скорее в католической традиции - об этом говорит характер складок на ее одежде, мягких, а не геометрических, и натуралистичное лицо, сохраняющее связь с реальным человеком. то время как русская икона обобщает персонаж до чистого символа.
Идее восстановления справедливости служит и памятник Фёдору Щербине (2011 г., автор — краснодарский скульптор Алан Корнаев), отцу-основателю российской статистики и, что даже важнее, автору «Истории Кубанского казачьего войска».
Наконец, о прошлом, которое долго замалчивали, говорит мемориальный комплекс памяти генерала Лавра Корнилова (2013-2014 гг., авторы – краснодарцы Алан Корнаев, Валерий Пчелин).
Лидер Белого движения нашёл под Екатеринодаром свою смерть в 1918 году.
На месте его гибели, на выезде из города по улице Калинина, появился скульптурный ансамбль: фигура генерала, стоящего не по-парадному, в расстёгнутой шинели, с горестным лицом, — а перед его взором идут бронзовые лошади, потерявшие своих седоков, воинов Добровольческой армии.
Несмотря на некоторые отличия от советского канона, все новые работы создавались в соответствии с традицией классической скульптуры, они не предлагают модернистских решений.
Заказчикам было важно, чтобы зритель, выросший на советских образцах, мог легко воспринять идеи, ставшие значимыми в новом веке.