Найти в Дзене
Ученица турецкого

Закон Фатиха – легализованное братоубийство

История любой могучей империи может похвастаться не только великими завоеваниями и победами, но и ужасно жестокими законами, которые были приняты для удержания власти в империи в одних руках, а также для исключения возможности мятежей, войн и смут. В истории Османской империи был такой эпизод, именуемый как «Закон Фатиха» или закон братоубийства. Закон носит имя своего издателя Мехмеда II Фатиха (1432 – 1481), вошедшего в историю как завоеватель. Мехмед II известен как покоритель Константинополя – столицы великой Византийской империи, а также завоеватель Сербии, Герцеговины и Албании. Долгое время в Османской империи не было прямой передачи власти от правителя к преемнику. Право на престол имел каждый член династии, и считалось, что «Султана назначает Всевышний». Это представление хорошо характеризуют слова Султана Сулеймана, который в письме своему мятежному шехзаде Баязиду, писал следующее послание: «Будущее должно быть передано Аллаху Всемогущему, потому что государство управляетс

История любой могучей империи может похвастаться не только великими завоеваниями и победами, но и ужасно жестокими законами, которые были приняты для удержания власти в империи в одних руках, а также для исключения возможности мятежей, войн и смут.

В истории Османской империи был такой эпизод, именуемый как «Закон Фатиха» или закон братоубийства.

Закон носит имя своего издателя Мехмеда II Фатиха (1432 – 1481), вошедшего в историю как завоеватель. Мехмед II известен как покоритель Константинополя – столицы великой Византийской империи, а также завоеватель Сербии, Герцеговины и Албании.

Кенан Имирзалыоглу в роли  Мехмед II Завоевателя
Кенан Имирзалыоглу в роли Мехмед II Завоевателя

Долгое время в Османской империи не было прямой передачи власти от правителя к преемнику. Право на престол имел каждый член династии, и считалось, что «Султана назначает Всевышний». Это представление хорошо характеризуют слова Султана Сулеймана, который в письме своему мятежному шехзаде Баязиду, писал следующее послание: «Будущее должно быть передано Аллаху Всемогущему, потому что государство управляется волей Бога, а не человеческим желанием. Если он решит передать правление государством тебе после меня, то никто не сможет его остановить»

Не сложно догадаться, что именно по причине отсутствия прямой передачи власти, между родственниками случались жесточайшие конфликты в борьбе за престол. Каждый был горазд, особенно женщины, ставшие матерями шехзаде – старались всеми силами защитить отпрысков. Все пытались укрепить свое положение и завоевать власть, поэтому плели паутины интриг и расставляли друг другу ловушки. Такое коварство и жестокость оправдывались элементарным желанием выжить, и не оказаться за «бортом», кормя рыб в холодных водах Босфора - если буквально.

Мурад I впервые пролил братскую кровь, устранив своих кровных соперников, которые вели с ним борьбу за престол. Затем по приказу Баязида I, сына Мурад I, был убит его брат, к слову, который даже не вступал в борьбу за наследование. 4 сына Баязида I, вели долгую 11- летную войну, которая привела к огромному кризису в империи. Все эти междоусобицы подготовили почву к принятию закона братоубийства. Мехмед II, после вступления на престол, фактически собрал разрозненную империю, и написал свод законов, в том числе и вышеупомянутый "Закон Фатиха".

"Закон Фатиха" в действии
"Закон Фатиха" в действии
Закон гласит: «И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим»

И понеслась душа в рай, как говорится, братоубийство легализовали, и многие вновь вошедшие на престол неплохо этим пользовались, оправдывая сию жестокость предотвращением междоусобных войн. По закону Османская кровь не должна была проливаться, поэтому неугодных шехзаде душили тетивой от лука. Больше всех разошелся Мурад III, он казнил 19 шехзаде, удавив родственников в один раз. Казни были приговорены не только братья, но и их сыновья, не важно какого возраста, в том числе новорожденные.

Казненные шехзаде
Казненные шехзаде

На протяжении всей истории Османской Империи было казнено 60 шехзаде, из них 16 за мятежи, 7 за попытку мятежа, и 37 по "профилактическим соображениям".

Конечно, подобный метод был очень жесток, но стоит ли однозначно судить об этом историческом факте, когда на кону стояло благополучие огромнейшей империи.

А как вам кажется, состоятелен ли был закон, принятый Мехметом II? Оправдывает ли благополучие империи, убийством родного брата?

Ставим палец вверх, поддержим же труд автора 😉 и ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ ❤ Спасибо друзья!