Найти тему

Тот самый Амун, из Египта

Оглавление
Изображение было взято из открытых источников Яндекс. Картинки
Изображение было взято из открытых источников Яндекс. Картинки

Амун был многогранным божеством, культ которого возник в Фивах, в Верхнем Королевстве классического Египта. Бог, чьё имя буквально означает "Скрытый", исполнял различные роли на протяжении всей религиозной истории Египта, в том числе бога-творца, бога плодородия и покровителя человеческих правителей. Когда тебанские фараоны объединили страну в период Нового Царства (1570-1070 гг. до н.э.), их любимое божество стало предметом национального культа, в конечном счете, синкретически соединившись с Ра (как Амун-Ра). После распада хрупкого союза между Севером и Югом Амон постепенно исчез в относительной безвестности, уступив место все более популярному почитанию Осириса, Хора и Изиды.

Египетская мифология

Будучи египетским божеством, Амун принадлежал к религиозной, мифологической и космологической системе верований, которая развивалась в бассейне реки Нил с древнейших времен до 525 года до н.э. Действительно, именно в этот относительно поздний период культурного развития Египта, когда они впервые почувствовали, что их убеждения находятся под угрозой со стороны иностранцев, были впервые записаны многие из их мифов, легенд и религиозных убеждений. Культы, как правило, были достаточно локализованными явлениями, с различными божествами, занимавшими почетное место в различных общинах. Тем не менее, египетские боги (в отличие от многих других пантеонов) были относительно неясны.

Как отмечает Франкфорт: "Если мы сравним двух [египетских богов]... мы найдем не двух персонажей, а два набора функций и эмблем. ...Гимны и молитвы, адресованные этим богам, отличаются лишь эпитетами и атрибутами. Нет никаких намеков на то, что гимны были адресованы людям, разного характера".

Одной из причин этого был неоспоримый факт, что египетские боги считались совершенно имманентными - они представляли конкретные, отдельные элементы природного мира. Таким образом, те египетские боги, которые развивали персонажей и мифологию, были достаточно переносными, поскольку могли сохранять свои отдельные формы без вмешательства в различные культы уже на практике в других местах. Кроме того, именно эта гибкость позволила развивать многостороннюю секту (т.е. культ Амун-Ра, объединивший области Амун и Ра), поскольку сферы влияния этих различных божеств часто дополняли друг друга.

Мировоззрение, порожденное древнеегипетской религией, однозначно определялось географическими и календарными реалиями жизни её верующих. Египтяне считали историю и космологию упорядоченными, циклическими и надежными. В результате все изменения интерпретировались либо как незначительные отклонения от космического плана, либо как циклические преобразования, требуемые им.

Главным результатом этой перспективы, с точки зрения религиозного воображения, было снижение значимости настоящего, поскольку вся история (при ее замысле циклично) определяется в процессе создания космического пространства. Единственной другой апорией в таком понимании является смерть, которая, кажется, представляет собой радикальный разрыв с непрерывностью. Для сохранения целостности этого мировоззрения была разработана сложная система обычаев и верований (включая обширную мифическую географию загробной жизни, тексты, содержащие моральное руководство (для этой и следующей жизни) и ритуалы, призванные облегчить перенос в загробную жизнь), основной целью которых было подчеркнуть бесконечное продолжение существования.

Учитывая эти два культурных очага, понятно, что сказания, записанные в этом мифологическом своде, были, как правило, рассказами о сотворении или изображениями мира мертвых с особым акцентом на отношениях между богами и их человеческими составляющими.

Этимология

Имя Амуна впервые засвидетельствовано в египетских записях как imn, что можно перевести как «Скрытый (Единый)». Поскольку гласные не были написаны на египетских иероглифах, египтологи в своей гипотетической реконструкции разговорного языка утверждали, что они были бы первоначально произнесены *Яману (yah-maa-nuh). Название сохранилось, с неизменным значением, как Коптский Амун, Эфиопский Аминь и Греческий Аммон.

Некоторые ученые отмечают сильную языковую параллель между именами Амуна (/Амена) и Мина, древнего божества, разделяющего многие области покровительства и влияния со своим более популярным современником. Эта правдивость потенциальной идентификации подкрепляется тем фактом, что, исторически говоря, культ Амуна вытеснил поклонение Мин, особенно в окрестностях Фив (откуда оно возникло).

Развитие культа Амуна

Как и многие египетские божества, культ Амуна (и связанные с ним мифы) развивался в результате длительного процесса синкретизма и теологических инноваций, оба из которых сдерживались политическим состоянием в родном регионе культа. Хотя понимания, обсуждаемые ниже, в целом можно разделить на исторические периоды, следует отметить, что изображения бога (если не указано иное) были кумулятивными. Например, более поздняя связь Амуна с плодородием, похоже, дополнила (а не переопределила) его предыдущие характеристики в качестве бога-творца и королевского покровителя.

Возвышение до национального признания

Когда царская семья Фебанов семнадцатой династии изгнала Хикса, Амун, как бог королевского города, снова стал выдающимся. Учитывая угнетение египтян при правителе Хиксосе , их победа (которая приписывалась верховному богу Амуну) рассматривалась как победа бога над менее удачливыми. Следовательно, Амун стал рассматриваться как доброжелательный защитник обездоленных и получил титул Визиря бедных. Действительно, по мере расширения династий Фебанов, Амун, их покровительственный бог, стал ассоциироваться с властью правителя. Например, в "его главном культовом храме в Карнаке в Фивах, Амун, повелитель престолов двух земель, правил как божественный фараон".

Однако только после экспансионистских военных успехов Восемнадцатой династии (1550-1292 гг. до н.э.) Амун стал принимать для египтян масштабы универсального бога, затмевая большинство других богов и утверждая свою власть над богами других стран (или объединяясь с ними в синкретизированную систему). В это время фараоны приписывали все свои успешные начинания богу, что привело их к расточительству и захвату трофеев на его храмах.

Падение Амуна

Хотя культ Амуна оставался важной социальной силой на протяжении всей двадцатой династии (1190-10777 гг. до н.э.), он постепенно начал терять свое значение во время последовавших социальных потрясений. Когда суверенитет центрального руководства ослаб, разногласия между Верхним и Нижним Египтом начали усиливаться, что привело к значительному снижению значимости Фив (и всех связанных с городом божеств). Действительно, Фивы быстро угасли бы, если бы не благочестие царей Нубии по отношению к Амуну, чье поклонение долгое время преобладало в их стране. Однако в остальной части Египта популярность его культа быстро настигла менее разъединяющий культ Осириса и Исиды, который не был связан с ненавистным Ахенатаном. Таким образом, его личность впервые была отнесена к Ра (Ра-Херахты), который все еще оставался узнаваемой фигурой в культе Осириса, но в конечном итоге стал лишь одним из аспектов Гора.

В районах за пределами Египта, где египтяне ранее поклонялись Амуну, падение авторитета бога не было ни таким стремительным, ни таким страшным. В Нубии, где его имя было произнесено Амане, он оставался национальным богом: священники в Мероэ и Нобатии регулировали дела правительства, выбирая королей и направляя военные экспедиции через оракул знаний.

Согласно греческому историку Диодорусу Сикулусу (90-21 гг. до н.э.), они даже смогли заставить царей покончить жизнь самоубийством, хотя их царствование террора закончилось в III веке до н.э., когда кушитский правитель Аркаман [Эргаменес] приказал убить их. Точно так же в Древней Ливии остался одинокий оракул Амуна в оазисе Сива, в самом сердце ливийской пустыни.

Такова была его репутация и среди греков, что Александр Македонский отправился туда после битвы под Иссе, чтобы быть признанным сыном Амуна. Наконец, во время эллинистической оккупации Птолемейской династии, Амун стал синкретически отождествляться с Зевсом - достаточно логичный выбор, учитывая общие для обоих богов связи и сферы покровительства.