Амун был многогранным божеством, культ которого возник в Фивах, в Верхнем Королевстве классического Египта. Бог, чьё имя буквально означает "Скрытый", исполнял различные роли на протяжении всей религиозной истории Египта, в том числе бога-творца, бога плодородия и покровителя человеческих правителей. Когда тебанские фараоны объединили страну в период Нового Царства (1570-1070 гг. до н.э.), их любимое божество стало предметом национального культа, в конечном счете, синкретически соединившись с Ра (как Амун-Ра). После распада хрупкого союза между Севером и Югом Амон постепенно исчез в относительной безвестности, уступив место все более популярному почитанию Осириса, Хора и Изиды.
Египетская мифология
Будучи египетским божеством, Амун принадлежал к религиозной, мифологической и космологической системе верований, которая развивалась в бассейне реки Нил с древнейших времен до 525 года до н.э. Действительно, именно в этот относительно поздний период культурного развития Египта, когда они впервые почувствовали, что их убеждения находятся под угрозой со стороны иностранцев, были впервые записаны многие из их мифов, легенд и религиозных убеждений. Культы, как правило, были достаточно локализованными явлениями, с различными божествами, занимавшими почетное место в различных общинах. Тем не менее, египетские боги (в отличие от многих других пантеонов) были относительно неясны.
Как отмечает Франкфорт: "Если мы сравним двух [египетских богов]... мы найдем не двух персонажей, а два набора функций и эмблем. ...Гимны и молитвы, адресованные этим богам, отличаются лишь эпитетами и атрибутами. Нет никаких намеков на то, что гимны были адресованы людям, разного характера".
Одной из причин этого был неоспоримый факт, что египетские боги считались совершенно имманентными - они представляли конкретные, отдельные элементы природного мира. Таким образом, те египетские боги, которые развивали персонажей и мифологию, были достаточно переносными, поскольку могли сохранять свои отдельные формы без вмешательства в различные культы уже на практике в других местах. Кроме того, именно эта гибкость позволила развивать многостороннюю секту (т.е. культ Амун-Ра, объединивший области Амун и Ра), поскольку сферы влияния этих различных божеств часто дополняли друг друга.
Мировоззрение, порожденное древнеегипетской религией, однозначно определялось географическими и календарными реалиями жизни её верующих. Египтяне считали историю и космологию упорядоченными, циклическими и надежными. В результате все изменения интерпретировались либо как незначительные отклонения от космического плана, либо как циклические преобразования, требуемые им.
Главным результатом этой перспективы, с точки зрения религиозного воображения, было снижение значимости настоящего, поскольку вся история (при ее замысле циклично) определяется в процессе создания космического пространства. Единственной другой апорией в таком понимании является смерть, которая, кажется, представляет собой радикальный разрыв с непрерывностью. Для сохранения целостности этого мировоззрения была разработана сложная система обычаев и верований (включая обширную мифическую географию загробной жизни, тексты, содержащие моральное руководство (для этой и следующей жизни) и ритуалы, призванные облегчить перенос в загробную жизнь), основной целью которых было подчеркнуть бесконечное продолжение существования.
Учитывая эти два культурных очага, понятно, что сказания, записанные в этом мифологическом своде, были, как правило, рассказами о сотворении или изображениями мира мертвых с особым акцентом на отношениях между богами и их человеческими составляющими.
Этимология
Имя Амуна впервые засвидетельствовано в египетских записях как imn, что можно перевести как «Скрытый (Единый)». Поскольку гласные не были написаны на египетских иероглифах, египтологи в своей гипотетической реконструкции разговорного языка утверждали, что они были бы первоначально произнесены *Яману (yah-maa-nuh). Название сохранилось, с неизменным значением, как Коптский Амун, Эфиопский Аминь и Греческий Аммон.
Некоторые ученые отмечают сильную языковую параллель между именами Амуна (/Амена) и Мина, древнего божества, разделяющего многие области покровительства и влияния со своим более популярным современником. Эта правдивость потенциальной идентификации подкрепляется тем фактом, что, исторически говоря, культ Амуна вытеснил поклонение Мин, особенно в окрестностях Фив (откуда оно возникло).
Развитие культа Амуна
Как и многие египетские божества, культ Амуна (и связанные с ним мифы) развивался в результате длительного процесса синкретизма и теологических инноваций, оба из которых сдерживались политическим состоянием в родном регионе культа. Хотя понимания, обсуждаемые ниже, в целом можно разделить на исторические периоды, следует отметить, что изображения бога (если не указано иное) были кумулятивными. Например, более поздняя связь Амуна с плодородием, похоже, дополнила (а не переопределила) его предыдущие характеристики в качестве бога-творца и королевского покровителя.
Возвышение до национального признания
Когда царская семья Фебанов семнадцатой династии изгнала Хикса, Амун, как бог королевского города, снова стал выдающимся. Учитывая угнетение египтян при правителе Хиксосе , их победа (которая приписывалась верховному богу Амуну) рассматривалась как победа бога над менее удачливыми. Следовательно, Амун стал рассматриваться как доброжелательный защитник обездоленных и получил титул Визиря бедных. Действительно, по мере расширения династий Фебанов, Амун, их покровительственный бог, стал ассоциироваться с властью правителя. Например, в "его главном культовом храме в Карнаке в Фивах, Амун, повелитель престолов двух земель, правил как божественный фараон".
Однако только после экспансионистских военных успехов Восемнадцатой династии (1550-1292 гг. до н.э.) Амун стал принимать для египтян масштабы универсального бога, затмевая большинство других богов и утверждая свою власть над богами других стран (или объединяясь с ними в синкретизированную систему). В это время фараоны приписывали все свои успешные начинания богу, что привело их к расточительству и захвату трофеев на его храмах.
Падение Амуна
Хотя культ Амуна оставался важной социальной силой на протяжении всей двадцатой династии (1190-10777 гг. до н.э.), он постепенно начал терять свое значение во время последовавших социальных потрясений. Когда суверенитет центрального руководства ослаб, разногласия между Верхним и Нижним Египтом начали усиливаться, что привело к значительному снижению значимости Фив (и всех связанных с городом божеств). Действительно, Фивы быстро угасли бы, если бы не благочестие царей Нубии по отношению к Амуну, чье поклонение долгое время преобладало в их стране. Однако в остальной части Египта популярность его культа быстро настигла менее разъединяющий культ Осириса и Исиды, который не был связан с ненавистным Ахенатаном. Таким образом, его личность впервые была отнесена к Ра (Ра-Херахты), который все еще оставался узнаваемой фигурой в культе Осириса, но в конечном итоге стал лишь одним из аспектов Гора.
В районах за пределами Египта, где египтяне ранее поклонялись Амуну, падение авторитета бога не было ни таким стремительным, ни таким страшным. В Нубии, где его имя было произнесено Амане, он оставался национальным богом: священники в Мероэ и Нобатии регулировали дела правительства, выбирая королей и направляя военные экспедиции через оракул знаний.
Согласно греческому историку Диодорусу Сикулусу (90-21 гг. до н.э.), они даже смогли заставить царей покончить жизнь самоубийством, хотя их царствование террора закончилось в III веке до н.э., когда кушитский правитель Аркаман [Эргаменес] приказал убить их. Точно так же в Древней Ливии остался одинокий оракул Амуна в оазисе Сива, в самом сердце ливийской пустыни.
Такова была его репутация и среди греков, что Александр Македонский отправился туда после битвы под Иссе, чтобы быть признанным сыном Амуна. Наконец, во время эллинистической оккупации Птолемейской династии, Амун стал синкретически отождествляться с Зевсом - достаточно логичный выбор, учитывая общие для обоих богов связи и сферы покровительства.