Найти тему

Книги Роберта Хайнлайна

Я уже писал о разных книгах Роберта Хайнлайна. Наверняка, многие знают, что в творчестве Хайнлайна было несколько периодов. В эти периоды он писал произведения, отличающиеся друг от друга очень сильно…

обложка "Космического кадета"
обложка "Космического кадета"
"Пасынки Вселенной"
"Пасынки Вселенной"

Ранний период творчества Роберта Хайнлайна включает в себя так называемые романы для юношества. К ним можно отнести «Космический кадет», «Имею скафандр – готов путешествовать», «Пасынки Вселенной», «Время для звёзд» и «Астронавт Джонс». Это, если можно так выразиться, самые типичные представители этого периода творчества Хайнлайна. Если прочесть все эти книги, то можно заметить, что, помимо хорошей сюжетной линии, интересных персонажей и прочего, в книгах немало описаний техники, принципов, на которых она работает, и прочих «заклёпок». Это самая настоящая «твёрдая» фантастика, которая не противоречит ни одному закону физики и логики. Для примера можно взять несколько вещей из «Имею скафандр – готов путешествовать». Жители иных планет могут существовать? Скорее да, чем нет. Могут они быть такими, как, например, «Червелицый» или «Мэмми»? Конечно, точного ответа на этот вопрос, конечно же нет, но, как мне кажется, жизнь на планете, условия на которой могут в корне отличаться от земных, может выглядеть совершенно иначе. Так что – в теории, могут существовать и Червелицые и Мэмми и остальные существа, описанные в том эпизоде. То, что корабль, на котором Кипа и Крошку возили соплеменники Мэмми, очень сильно мог превышать скорость света. Это возможно? Если «летать» в обычном пространстве – скорее всего нет. Но, как я писал в статье «Как летать с Земли до звёзд» – через какое-нибудь другое измерение, через гиперпространство, через какой-нибудь варп – да. Теоретическая возможность таких путешествий уже была обоснована. Так что – это тоже может укладываться в «твёрдую фантастику». Что же до остального, что было описано в романе – то он очень хорош, именно в плане технических описаний и прочего.

Переходным моментом в творчестве Хайнлайна может служить роман «Звёздный десант». Там меньше «заклёпок» – например, об устройстве скафандра он пишет минимум, зато не скупится на описание боевых возможностей. С романами раннего цикла, «Звёздный десант» роднит молодость главного героя, Джона Рико, описание процесса его «взросления» и то, как меняется мировоззрение вчерашнего школьника, когда он становится военным. Вообще, что касается именно «Звёздного десанта», про него говорили уже много, но я добавлю, что это лучший пример того, как надо описывать процесс обучения человека и превращение его из гражданского в военного.

В более поздних произведениях, Хайнлайн делает упор даже не на технику, а, скорее, на взаимоотношения людей. К таким романам можно отнести, например, «Луна – суровая хозяйка»… Конечно, там описано немало технических подробностей, в частности, космические корабли, электромагнитная катапульта на Луне, суперкомпьютер и прочее – но при чтении понимаешь, что основной упор сделан не на всё это, а именно на людей, их взаимоотношения и образ жизни. В этом романе, Хайнлайн впервые начинает показывать свои политические взгляды, описывая идеальное (по его мнению) лунное общество.

Потом был «Чужак в чужой стране», где Хайнлайн и вовсе отходит от «заклёпок» – за всю книгу не было ни одной подробности технического характера. Полиция прилетела на двух летающих машинах, которые были ещё и вооружены? Как это всё работает? Турбины? Импеллеры? Вертолётные роторы? Неважно. Важно то, что Майк захотел – и они исчезли. Вместе с экипажами, оружием и остальным. Джубал ведь считал людей из Секретной Службы чуть ли не карателями – значит, можно их убивать… Корабль на «лайловском двигателе» добрался до Марса всего за девятнадцать суток? А это как? Неважно! Важно, что они привезли назад Майка! В сюжете присутствует масса летающей техники? Но про неё мы писать не будем, лучше напишем, как Майк целуется с женщинами, и о том, как он получил первый сексуальный опыт!

При этом, я бы не сказал, что книга плоха. Нет, если вчитаться (а с большинством романов Мастера проблемы нет), то ты просто погружаешься в мир, который описывает автор, наслаждаешься тем, что происходит на страницах романа, представляя себе происходящее… А сексуальные сцены не кажутся вырванными из контекста, так как они красиво вписаны в сюжет.

Хотя, всего вышеперечисленного нельзя сказать о романе «Фрайди». У автора было всё, чтобы написать действительно классный роман. Героиня, которой позавидовал бы Джеймс Бонд (книжная версия, конечно), интересный мир, любопытные события и всё такое… Но, увы, автор свёл всё к «постельным приключениям». Я уже писал про этот роман, и про то, что он мне, увы, категорически не понравился. Прибытие Фрайди на Землю было интересным – шпионские романы «отдыхают» по степени накала. Потом – странная сцена встречи героини с лошадью… Нет, я понимаю всё – экологичность (хотя, какая от лошади экологичность, если она часто «сбрасывает отходы жизнедеятельности»?), всё такое… Но, если данные нужны срочно? Лошади уже могут перемещаться со скоростью 100 км/ч? Или они могут что-то ещё, что может авто или вертолёт? Про летающие машины я даже не заикаюсь, хотя во «Фрайди» они были. Но, нет мы поедем в карете, которую тащит лошадь… Потом захват героини, пытки и сексуальное насилие. И упор сделан именно на то, как героиню насилуют, а она «расслабилась и получает удовольствие»… И ведь вся книга об этом – большая её часть уделена тому, как Фрайди «расслабляется» с агентами, что её «вытащили» из плена, потом – с «мужем», в той семье, где не знали, кто она такая, потом – с капитаном баллистика и его сестрой (потом и её муж появился), потом – капитан баллистика и его жена – и так далее и тому подобное. Непосредственно сюжета же – чуть менее трети романа. И феерическая концовка – Фрайди сбегает с космического корабля в одной из колоний (конечно же, она там присоединяется к своим «партнёрам»), после чего остаётся жить в колонии с очень низким уровнем технического развития…

Жизни Лазаруса Лонга...
Жизни Лазаруса Лонга...

Собственно, вот это дело – описание колоний, даже тех, куда часто прибывают космические корабли – оно довольно сильно напрягает. Например, в «Жизнеописаниях Лазаруса Лонга», есть несколько эпизодов, когда герой был на нескольких колониях – некоторые даже были вполне себе развитыми – он туда прилетал на корабле! А уровень жизни в таких колониях – примерно, как на Диком Западе на Земле. То есть, люди пересекли огромные расстояния на звёздных кораблях, корабли к ним то и дело прилетают, но жить мы будем в деревянных хижинах, обрабатывать почву – плугом на конной тяге и так далее? При этом, в той же «Луна – суровая хозяйка» «лунари» вполне себе пользуются всеми благами цивилизации (понятно, что на Луне иначе нельзя, но… можно было, например, описать, как они в туннелях живут, как в каменном веке). Или в других, более ранних романах, на других планетах, где были основаны колонии, люди вполне себе пользовались техникой…

"Число зверя"
"Число зверя"

Сложно сказать почему уровень мастерства у Хайнлайна начал так снижаться. Может, возраст, может, появились иные приоритеты… Но большинство «поздних» книг написано именно так – минимум описаний чего-либо, максимум разговоров (зачастую даже «ниочём»), и очень много разговоров про секс и «обнажёнку». В романе «Число Зверя» герои при помощи бывшей летающей машины по имени «Ая-плутишка», попадают на Марс из альтернативной Вселенной. Там есть атмосфера, можно дышать. Так герои немедленно начинают «косплеить» Джона Картера и прочих персонажей «марсианского цикла» Берроуза. Немедленно раздеваются догола и всё такое. И, если подобные сцены не выглядели дико, например, в «Чужаке», то тут эти эпизоды кажутся «притянутыми за уши»…

Так что, может, конечно, это лишь моё субъективное мнение, но… «Ранний» Хайнлайн писал намного качественнее и интреснее, чем он же – но в более поздние периоды своей жизни… Есть иное мнение? Я буду рад отзывам и критике.

А с Вами, по-прежнему, был я, Алексей Аряев. Поддерживайте мой канал Вашими «лайками», ведь Вам это ничего не стоит, подписывайтесь на него – впереди будет ещё немало интересного. И, я по-прежнему нуждаюсь в Вашей помощи по указанным реквизитам. Вопрос с работой вроде бы решён, но всё равно, получать я буду сильно меньше, чем ранее… Так что – вот мои реквизиты. Возможно, Ваша помощь поможет продержаться ещё какое-то время… 410011418909383 - яндекс-кошелёк, 4276 4800 1954 8968 - счёт карты сбербанк. Я же могу обещать и дальше писать интересный контент. Спасибо за помощь!