В 2021 году Airbus поставит заказчику последний, самый большой пассажирский авиалайнер, в истории из серии - А380 (вместимость — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации).
В ближайшие два года будут выпущены еще 17 самолетов. После чего мощности авиационных заводов будут направлены на производство других лайнеров.
Это решение практически полностью зависит от стратегии развития одной авиакомпании - Emirates, которая была крупнейшим покупателем таких самолетов. И решение Emirates сократить заказ на A380 с 162 до 123 самолетов решило их судьбу.
Сама же компания Airbus объясняет это появлением новых технологий в двигателестроительной и авиастроительной областях. Но на самом деле причин, в результате которых на производство А380 прекратится, несколько.
Рынок переполнен
Airbus А380 - широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт — крупнейший серийный авиалайнер в мире!! Всего за 14-летнюю историю этой программы выпущен и поставлен заказчику 251 самолет, что достаточно много.
Но рынок таких авиалайнеров А380 делит вместе с более старым, но все еще действующим самолетом Boeing 747. В начале 2010-х годов Американская компания пустила в производство новую увеличенную модификацию 747-8 Intercontinental - главного конкурента А380.
И А380, и B747-8I создавались в начале 2000-х годов с расчетом на то, что рынок авиаперевозок будет развиваться по пути создания крупных авиационных узлов - хабов.
Пассажиры, прибывающие в аэропорты, разбивается на несколько «потоков», которые следуют в менее крупные аэропорты из этих узлов.
Такие самолеты, как А380, действительно очень удобны для хабов - они снижают нагрузку на аэропорт, сокращая общее число рейсов. В настоящее время А380 работает на таких маршрутах, соединяя между собой крупнейшие аэропорты.
Однако, когда есть возможность, люди предпочитают лететь не с пересадкой, а прямым рейсом. И напрямую не всегда удается загрузить такой большой самолет вместимостью 500 человек.
Четыре против двух
Следующим обстоятельством, которое отличает А380 и Boeing 747 от остальных современных самолетов - это то, что у них по четыре двигателя.
На момент разработки (20 лет назад) это было большим преимуществом. Дело в том, что в гражданской авиации в отношении двухдвигательных самолетов действуют специальные правила для выполнения полетов на дальние расстояния. И до 2009 года авиалайнер с двумя двигателями не имел права лететь по маршруту более чем в 180 минут полета от ближайшего аэропорта. Это было необходимо для того, чтобы в любой момент при отказе одного из двигателей самолет мог гарантированно сесть на втором.
Для самолетов с тремя и четырьмя двигателями эти ограничения не действовали.
Нынешние нормы позволяют крупным двухдвигательным лайнерам А350 или Boeing 777 летать на соизмеримые расстояния с А380 и Boeing 747 - и даже дальше.
Дорогое удовольствие
Тенденцией современной гражданской авиации является переход на двухдвигательные самолеты.
Сегодня двумя моторами оснащаются дальнемагистральные широкофюзеляжные лайнеры, которые в прошлом летали только с тремя или четырьмя двигателями. К примеру, перспективный двухдвигательный Boeing 777 9X сможет перевозить 420 пассажиров - немногим меньше, чем 460-местный Boeing 747. Максимальная вместимость двухдвигательного A350-1000 будет 440 пассажиров, что также вполне сравнимо с четырехмоторным А340-600 (475 пассажиров).
При этом удельные расходы на пассажира в самолете большей вместимости должны быть меньше. И они меньше, но только в том случае, если их удается полностью заполнить пассажирами.
Самолет меньшей вместимости с двумя двигателями проще заполнить пассажирами и он будет дешевле в обслуживании, т.к. двигатель - самое дорогое устройство в самолете. Оно требует постоянного обслуживания, ремонта и периодической замены. А два двигателя, конечно же, обслужить дешевле, чем четыре.
Самолеты меньшей вместимости позволяют более гибко выстраивать график рейсов. Если придется перевозить определенное количество пассажиров не двумя А350, одним А380 , это будет удобнее, т.к. пассажиры смогут выбрать время прилета.
Конечно, полностью заменить А380 не сможет ни один лайнер, как по экономическим показателям, так и по физическим возможностям . A350 никогда не сделает то, что может сделать А380 и без А380 корпорация не смогла бы разработать и построить А350(по словам производителей).
(Основная информация взята с сайта BBC Русская служба)