Когда какая-то вещь принадлежит нам, пользование ей мы воспринимаем как само собой разумеющееся, бесплатное. Но на самом деле, это не так - у всего есть цена. Личный автомобиль не исключение.
Рассмотрим, сколько стоит иметь свой автомобиль (на основе расчетов на ноябрь 2019).
Ранее я производил аналогичный расчет в ролике на моем канале, интересно посмотреть, как цены изменились ( spoiler: цена владения авто выросла).
В будущем, цены, конечно изменятся снова, но цель данной статьи - заставить людей задуматься, сколько они тратят на свой авто и даже не пользуются им каждый день.
И да, я понимаю, что в нашей большой стране есть много регионов, где автомобиль - необходимый предмет быта. Особенно актуально для сельской местности. Но там, как правило, нет проблем с парковкой, пробками (пока что). Поэтому, сразу договоримся, что мы говорим про большие города, например, Москву.
Немного истории
В начале ХХ века автомобиль был признаком достатка. В СССР - почти до конца века. Но эти времена прошли и сейчас наличием авто никого не удивишь, многие граждане имеют по 2 машины (например: для работы и для дачи). Многим уже понятно, что личный автомобиль в большом городе – это все-таки роскошь: каждый житель города не сможет иметь авто и пользоваться им регулярно. А стоить много миллиардную инфраструктуру для максимум 1 / 3 (в Москве 16-20%) жителей- нелогично.
Конечно, стали появляться заградительные меры (платная парковка, доп. налоги, полосы для общественного транспорта), направленные на снижение количество личных авто, особенно в центральных районах городов.
Читайте об подробнее про города для машин в моей статье.
В мире
В США автомобиль все еще доступен и более половины жителей имеет авто (797 авто на 1000 жителей) –это один из самых высоких показателей в мире:
но даже там уже начинают бороться с автомобилизацией в центрах крупных городов. Например, Нью Йорк создал несколько пешеходных улиц, имеет развитую сеть такси и почти повсеместную платную парковку.
В Европе места меньше, а значит, улицы уже, поэтому там с автомобилизацией борются активнее. Почти везде центр города – платная зона для въезда + платная парковка, много пешеходных улиц, приоритет общественному транспорту и такси.
В других странах ситуация разная и зависит от многих факторов: состояние экономики, богатство населения, размер страны, менталитет.
В Москве
В столице уже многое сделано для снижения количества автомобилей в центре. Вот примерный перечень, который я составил:
- платная парковка
- выделенные полосы для общ транспорта
- сужение автодорог
- пешеходные улицы
- новые станции метро
- билетное меню (Тройка и тд)
- каршеринг
- велопрокат
- и многое другое
Но есть куда стремиться. Например, не все паркуются по правилам. Нужно что-то придумать и для спальных районов. Все еще строим хорды прямо через город.
Остальная Россия старается повторять за Москвой, но разрыв пока очень большой. Нужно активнее перенимать удачный опыт.
Расчет стоимости владения авто
Я хочу рассчитать стоимость владения новым авто в Москве на 5 лет.
Автомобили в Москве очень разные, но давайте возьмем авто получше, с кондиционером и АКПП, ведь если у Вас старое ведро с гайкам, без кондиционера, то лучше, и правда, на метро проехаться.
Я выбрал Hyundai Solaris седан 1.6 AT Comfort (123 л.с.)– улучшенный, но бюджетный городской седан. Такие часто используются в каршеринге и такси, ну, может чуть, постарше и беднее.
Цена на сайте производителя 919 000 руб.
Возможно, цена высоковата, скажете Вы, я уверен, что у дилера при покупке она будет еще выше: +10 000 руб. минимум, к тому же, дальше Вы увидите, что я буду расчитывать расходы по минимуму.
1) Потеря в цене. Это не премиум сегмент, поэтому теряет такой авто в цене довольно быстро: по данным авто.ру около 12 % в год, то есть, около 60% за 5 лет. А значит в деньгах Вы потеряете примерно 530 000 руб.!
2) Содержание авто. Сначала рассчитаем пробег, для этого я использую документ Методика РФЦСЭ Минюста РФ.
Среднегодовые пробеги из таблицы 10.1- 10.2 по расчету среднегодового пробега АМТС для судебных экспертов: тут разные пробеги для отечественных авто и иномарок, получается 10,21 тыс км, округлим
до 10 000 км в год.
Теперь мы можем посчитать расходы в деньгах на такой пробег.
Сайт quto.ru дает данные по стоимости владения данным авто:
Получилось 556 256 руб. на 5 лет (включая ОСАГО, топливо на 10 тыс км в год, КАСКО, ТО и налог).
Почему включено КАСКО? Потому что, если его нет, то надо рассчитывать риски и возможные убытки, а это очень долго и сложно.
3) Доп. расходы. Расходы из предыдущего пункта - это средние цены с ограничениями, например ТО только регламентное:
А есть еще срочный ремонт, доп. оборудование и замена расходников (диски, свечи, щетки, лампочки, омывайка и тд).
Возьмем скоромно: 5 000 в год, а значит 25 000 руб. на 5 лет.
Это без учета ремонта повреждений (например, при ДТП) - это покрывает КАСКО из 2).
Отдельным пунктом рассмотрим замену резины / колес.
В большинстве регионов нужно менять резину на зимнюю, а где зимы почти нет - дороги плохие, считаем, что эти деньги пойдут на ремонт и обновление колес. Да, тут можно экономить, менять все самому, ездить на все всесезонке или "лысой" резине, и, формально, одного комплекта должно хватить на 5 лет:
Но мы же говорим про нормальную эксплуатацию, поэтому логично включить сюда еще 1 комплект для зимы + все работы по замене, калибровке, и ремонту колес.
Цены совершенно разные, комплект резины от 10 000 до 20 000 рублей.
15 000 руб. на все 5 лет выглядит справедливо.
Мойка. Из-за неправильного городского планирования у нас грязно и пыльно. За 5 лет машину придется помыть не один раз.
Да-да, и тут можно сэкономить: мыть машины пореже или делать это бесплатно, во дворе, например.
Но мы же про "правильных" автовладельцев говорим. А так делать неправильно.
Посчитаем, что моем раз в 2 месяца, может, это и часто, но зато возьмем цену поменьше: 500 руб. : 500 руб *6 раз в год *5 лет =15 000 руб.
Парковка. В Москве она почти везде в центре платная и расползается в сторону МКАДа. Также, помимо этого, есть много мест, где придется раскошелиться:
- торговые и бизнес центры
- аэропорты
- вокзалы
- паркинги
- некоторые дворы
Допустим, Вы паркуетесь бесплатно дома и на работе, но доп. затраты в размере 1000 руб. в месяц это вполне возможно: заехали в ТЦ, припарковались в центре на полчасика, оставили машину на платной стоянке на время отпуска.
Учтите, если считать платную парковку, например, у дома, сумма выросла бы в разы.
А так получается 60 000 руб. на все время.
Как итог получается 115 000 руб. на 5 лет и это по самым скромным расчетам, к примеру, без учета процентов по кредиту, штрафов и потраченных нервов в наших пробках.
4) Общие расходы. потеря в цене + расходы на содержание + доп. расходы:
530 000 + 556 000 + 115 000 = 1 201 000 руб. на 5 лет
или же 240 000 руб. в год!
Вывод
240 тысяч в год - много ли это? Каждый сам решит, меня, в свое время, удивил расчет. Конечно, свой автомобиль - это комфортно, но цена его владения высока и будет расти.
К сожалению, есть много людей, которые пытаются минимизировать траты: не чинят, не моют, паркуют авто не по правилам. Это просто неприлично и часто незаконно. Я считаю, если уж купил автомобиль - содержи его в надлежащем состоянии.
В следующей статье я рассчитаю и сравню различные альтернативы личному авто в большом городе.
А сколько Вы тратите на свой автомобиль? Напишите в комментариях, очень интересно знать, так же пишите мнения, впечатления, возражения. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых статей и видео, ставьте лайки, если понравилось.
Вместе мы сможем сделать жизнь в наших городах лучше!